Получи документы

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Александрова Светлана
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Новый термин, который привнес ФГОС ДО —эмоциональный интеллект. Что это такое?

В 1990 году Питер Сэловей и Джон Мэйер опубликовали статью «Эмоциональный интеллект» и ввели понятие «эмоционального интеллекта», EI. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность отслеживать свои собственные эмоции и эмоции и чувства других людей, чтобы различать их и использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями».

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Теорию эмоционального интеллекта описал в 1995 году Даниел Гоулман. Он написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект». Сегодня специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем.

Л. С. Выготский еще в 30-ые годы прошлого века отметил, что одной из форм связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. «Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств». [2, c.13].

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка.

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе.

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает «чувствительный». Какой возраст у ребенка является сензитивным для развития эмоционального контакта?

От 0 до 1 года. Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если ребенок был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, дети в Домах ребенка, это уже невосполнимая потеря, и мы упускаем важнейший этап в развитии малыша.

Проблема условий формирования эмоционального интеллекта в детском возрасте изучена такими отечественными исследователями как Ю. Б. Гиппенрейтер, О. А. Путилова, Л. М. Новикова, М. А. Нгуен, Д. В. Рыжов и др. Исследователи сходятся во мнении, что для развития эмоционального интеллекта необходимо организовывать специальные условия.

«В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе» [2,с. 1]

Эмоциональный интеллект является основой социализации ребенка. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка может происходить уже «с пеленок». Для малыша очень важно формирование чувства базового доверия к миру, и мама с самого его рождения должна стараться создать для крохи атмосферу безопасности. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него. Это является первым условием формирования положительной самооценки и позитивного отношения к окружающим.

Условия формирования эмоционального интеллекта

Фактор первый- познание эмоций, что является важной частью познания мира и себя. Очень важно, чтобы ребенок мог понимать основные, базовые эмоции, такие как: радость, доверие, страх, удивление, счастье, грусть, печаль, гнев, злость, стыд, интерес.

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

Фактор второй – сенсорные системы. Это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем. (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание дают сведения об окружающем в виде ощущений, восприятий, представлений).

Упражнение: «Коробочка эмоций»

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в коробочку все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример: «счастье» -какая ассоциация, образ, картина возникает.

Зрение (визуальное представление) - счастливая улыбка ребенка.

Слух (слуховое восприятие) - шум морской волны.

Вкус (вкусовое ощущение) - сладкая клубника.

Обоняние: запахи аромата леса после дождя.

Осязание: объятия любимого человека.

Фактор третий – чтение книг, сказок. Привить любовь к книгам. Показать насколько интересен мир фантазии. Такой подход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции. Использование художественной литературы — мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, злой, радостный).

Фактор четвертый – использование музыки, изобразительной деятельности. Вслушиваясь в слова и музыку песен, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Изобразительная деятельность (рисование, лепка) - использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования (рисование пальцами, тампонирование, рисование по сырой бумаге, мимики в чувствах, пантомимики в рисунках, кляксография и др.)

Фактор пятый –подвижные игры. Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород. Подвижные игры — высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Фактор шестой – общение. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение).

С самого раннего возраста важно приучать ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Некоторые исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека чувствовать себя счастливым. Детки с развитым эмоциональным интеллектом имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, быстро адаптируются к новым обстоятельствам, следуют принятым правилам поведения в обществе, успешнее обучаются и пользуются популярностью у своих товарищей, одноклассников.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение. 1991. – 93 с.

2. Ленкина В. О, Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ ( дата обращения: 09.08.2018).

Публикации по теме:

Фотоотчет. Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»Фотоотчет. Семинар «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» ФГБОУ ВО "Набережночелнинском государственном педагогическом университете" Институте дополнительного профессионального образования я учавствовала.

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.

Видоотчет «Развитие у детей эмоционального интеллекта» ВидеоВидоотчет «Развитие у детей эмоционального интеллекта» Видео Увидела на страницах сайта сообщение о конкурсе Л. С. Выготского, проводимом компанией Рыбаковфонд, и решила тоже поделиться рассказать.

Консультация «О вопросе эмоционального интеллекта дошкольников» Период дошкольного детства по праву считается общезензитивным в плане высокого личностного развития. В этот период интенсивно развиваются.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Научная публикация на тему: Особенности эмоционального развития детей дошкольного.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.

Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта Эмоциональная жизнь — это сфера, с которой можно и нужно обращаться так же искусно.

Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников Эмоциональный интеллект и жизненный успех. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Вся наша жизнь — непрерывный.

Значение эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста Значение эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 10:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД