МААМ-картинки

Развитие эмоциональной компетентности детей посредством музыкальной деятельности

Нина Макарова
Развитие эмоциональной компетентности детей посредством музыкальной деятельности

Почему эта тема? В пункте 2.6. ФГОС ДО поставлена следующая задача: «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания…» Такая задача появилась не случайно. Фундаментальные академические исследования последних лет показывают, что растёт число детей с эмоциональным дискомфортом и проблемами. Дети «воспитанные» экраном и телефоном не могут понять чувства других, у них нет сопереживания, жалости. Ещё одна проблема нашего общества – страх неуспешности детей. Малыши посещают огромное количество кружков, идёт раннее интеллектуальное развитие в ущерб свободному времени, игре.

Публикация «Развитие эмоциональной компетентности детей посредством музыкальной деятельности» размещена в разделах

Работая музыкальным руководителем, я стала замечать, что многие дети практически без эмоций поют, танцуют, читают стихи, часто музыкальные произведения оставляют их абсолютно равнодушными. Проведя мониторинг эмоциональной отзывчивости детей на музыку, я получила неутешительные результаты: только 30% детей эмоционально откликаются на музыку, способны обозначить её характер. А ведь дошкольный возраст – это период, когда идёт чувственное познание мира, и мы должны помочь ребёнку в этом. Поэтому моя работа направлена на развитие эмоциональной компетентности ребёнка. Именно компетентности, так как эмоциональный интеллект – понятие более объёмное, и в дошкольном возрасте мы можем заложить только его основы.

Эмоциональная компетентность - это способность осознавать эмоции как свои, так и окружающих. Люди с высоким уровнем эмоциональной компетентности обладают навыками, которые позволяют им более уверенно себя чувствовать в обществе и достигать больших результатов. Учёные пришли к выводу, что в современном мире успех на 80% зависит от умения взаимодействовать с людьми и лишь на 20% от степени IQ. А ведь наша задача – подготовить ребёнка к дальнейшей успешной жизни.

Существует четыре основных черты высокой эмоциональной компетентности :

• Самосознание, т. е. способность осознавать и анализировать собственные эмоции.

• Самоконтроль, или саморегуляция — умение управлять своими эмоциями.

• Эмпатия — понимание эмоций окружающих.

• Искусство поддерживать отношения — умение взаимодействовать с другими людьми.

Цель моей работы: развитие эмоциональной компетентности детей посредством музыкальной деятельности.

Были определены задачи:

• Обогатить эмоциональный мир детей через музыкальную деятельность;

• Способствовать осознанию своих эмоций;

• Научить понимать эмоции других через анализ музыкальных произведений;

• Обогатить эмоциональный словарь детей;

• Способствовать эмоциональному самовыражению и саморегуляции посредством музыки.

Ожидаемые результаты:

• Ребёнок способен понять эмоциональную окраску музыкального произведения, дать ему характеристику;

• Ребёнок может осознать свои простые эмоции и выразить их в словах и музыкальной деятельности;

• Ребёнок определяет эмоции других людей : детей и взрослых;

• Ребёнок учится управлять своими эмоциями.

Почему музыка? Музыка – это собственно и есть эмоция. Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. По выражению Б. М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, музыка становится «эмоциональным познанием» и создаёт ни с чем не сравнимые возможности для развития человека в детстве.

Как это работает? В каждой возрастной группе работа начиналась с мониторинга эмоциональной отзывчивости на музыку и консультаций с психологом. Далее работа велась по нескольким направлениям: на музыкальных занятиях, в совместной деятельности с детьми, работа с воспитателями, работа с родителями. Новизна опыта в том, что работа не ограничилась только музыкальными занятиями, а продолжилась в совместной деятельности, для чего специально были разработаны занятия.

Работу я начала с младшей группы. Целью работы было обогатить слушательский опыт ребёнка, вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (весело-грустно, бодро-спокойно). Помимо слушания проводились музыкально-дидактические игры «Солнышко и тучка», «Три цветочка», «Что делают зайцы?».

В средней группе была поставлена цель: познакомить детей с миром основных эмоций, дать им характеристику. Определены следующие задачи:

• расширять диапазон воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, закреплять умение их различать, используя различные выразительные средства;

• способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний;

• совершенствовать эмоциональную выразительность в процессе вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности.

Для того, чтобы заложить доброжелательное отношение друг к другу (умение взаимодействовать с другими людьми, мы использовали коммуникативные игры («По дорожке я иду», «Поиграем веселей» и т. д.) На музыкальных занятиях произведения стали более разнообразные по содержанию. Дети не только говорили о характере произведения, но описывали своё настроение после прослушивания (цитаты высказываний детей : «Это грустная музыка, сердце может разорваться.» или «музыка весёлая, даже настроение поднялось»). Поэтому велась работа по расширению эмоционального словаря. Музыкально-дидактические игры тоже усложнились: «Подбери картинку», «Гномы», «Облачка настроений». Но одних музыкальных занятий недостаточно, поэтому мы разработали план совместной деятельности с психологом и детьми под названием «Радуга настроений» (за основу был взят материал авторов О. Помеловой и И. Магасумовой из журнала «Справочник музыкального руководителя» №5/17). В течение года мы знакомились с основными эмоциями : радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие. Занятия проводились раз в месяц и состояли из ознакомления с эмоцией, музыкальных произведений, отражающих эту эмоцию, танцевальных импровизаций, дидактических игр, рисования и упражнения на релаксацию.

В старшей группе мы знакомились с оттенками эмоций, например, не просто весёлый, а озорной, заводной, шумный и т. д., не просто грустный, а печальный, унылый, тоскливый… Были поставлены следующие задачи:

• познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;

• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;

• формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.

Помимо слушания и музыкально-дидактических игр в занятия стали включаться этюды-импровизации, где детям предлагалось в движении передать своё ощущение от музыки. Именно спонтанное движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера, поэтому успешно используется для осознания детьми характера мелодии и выражения собственных эмоций. В старшей группе также проводилась совместная деятельность с детьми и воспитателем по изодеятельности с использованием пособия к программе «Детский сад 2100» «Путешествие в прекрасное» авторов О. А. Куревиной и Г. Е. Селезнёвой. Суть этих занятий в том, что дети совершали путешествие в один из залов необычного музея «Зал знакомств», «Необычный зал», «Зал превращений», «Зал случайных встреч» и т. д. После коммуникативной игры дети рассматривали картины известных художников, определяли эмоциональное состояние персонажа, затем шло музыкальное сопровождение. Для этого я использовала парциальную программу О. Радыновой «Музыкальные шедевры», а также музыкальные произведения из мировой классики, отражающие разные оттенки эмоций. После обсуждения услышанного и увиденного, проводились дидактические игры. Поскольку мы оказывались в музее, то и игры соответствующие: «Танцующая кисточка», «Живая скульптура», «Портреты», «Цвет музыки» и т. д. Учитывая то, что современные дети легко обращаются с гаджетами, я использую и интерактивные игры, которые с восторгом и большим интересом воспринимаются детьми. В «Зале музыкальных инструментов» дети играли в оркестре также музыку разной эмоциональной окраски. Причём сами подбирали инструменты для того или иного произведения (для вальса – колокольчики, для плясовой – бубны, ложки и т. д., руководствуясь ощущениями от тембрового звучания инструмента.

Ещё одно важное направление работы, это научить ребёнка саморегуляции. Ребёнку трудно управлять своими эмоциями, поэтому дети только учатся это делать с помощью музыки. В конце путешествия спрашиваю: «Вы устали? Давайте немного отдохнём и послушаем спокойную музыку» или «Я смотрю, вы загрустили, давайте взбодримся, послушав марш», «У мальчика грустное настроение, как вы думаете, какая музыка сможет его развеселить?», «Какая музыка вас успокаивает

Трудно добиться успеха без поддержки и помощи воспитателей. Поэтому работа продолжилась в группах. Воспитатели проводят музыкально-дидактические игры на развитие эмоций, слушают музыку с детьми. Мною были сделаны подборки презентаций «Музыка и настроение», а для режимных моментов записаны музыкальные диски «Колыбельные песенки», «Дружеские песенки», «Идём на прогулку», «Пробуждение», «Музыка для утреннего приёма», «Музыкальная аптека». Для закрепления слов в каждой группе есть словарик эмоций.

Важно данную работу продолжить и в семье. Для родителей на моём персональном сайте «Музыкальный сундучок» размещены музыкальные произведения, которые мы слушаем с детьми на занятиях и краткая инструкция к ним. Родители могут послушать произведение, побеседовать с детьми по предложенным вопросам. Это занятие полезно и для родителей, вместе с ребёнком они учатся понимать музыку, делиться своими эмоциями, а это, в свою очередь, объединяет духовно.

Вывод. По итогам работы был проведён мониторинг. Результаты показывают, что в младшей группе эмоциональный отклик был у 30% детей, а в старшей уже у 78%. Большинство детей могут определить эмоцию другого человека, описать свою эмоцию в простых фразах, расширился эмоциональный словарный запас, некоторые дети избавились от зажатости и могут раскрепощённо двигаться. Но, несомненно то, что только планомерная, совместная со всеми участниками образовательного процесса работа, построенная по принципу постепенности усложнения, способна дать ощутимый результат.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной компетентности детей посредством музыкальной деятельности
Опубликовано: 18 октября 2021 в 19:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД