МААМ-картинки

Выпускная квалификационная работа «Развитие эстетического восприятия детей пятого года жизни средствами живописи»

Марина Виноградова
Выпускная квалификационная работа «Развитие эстетического восприятия детей пятого года жизни средствами живописи»

Как показывает практика, в больших случаях при восприятии живописи педагоги уделяют основное внимание знакомству детей с художниками и их творчеством, которое осуществляется в рамках общеобразовательной программы дошкольного образования, однако, практически не расширяются знания детей непосредственно о средствах живописи, которые использует художник в конкретной работе (цвет, гамма, колорит, техника изображения, композиция).

Публикация «Выпускная квалификационная работа „Развитие эстетического восприятия детей пятого года жизни средствами живописи“» размещена в разделах

Для успешного решения задач и эстетического и художественного развития детей дошкольного возраста необходимо создание психолого-педагогических условий, которые позволят устранить противоречия.

Несмотря на проработанность этой проблемы мы убедились в актуальности выбранного направления, а ряд существующих противоречий позволил определить тему выпускной квалификационной работы как : «Развитие эстетического восприятия детей пятого года жизни средствами живописи».

Объект исследования – процесс развитие эстетического восприятия детей пятого года жизни.

Предмет исследования – использование средств живописи в развитии эстетического восприятия детей дошкольного возраста.

Цель – выявление, апробирование и обоснование условий при котором живопись будет эффективным средством эстетического развития детей пятого года жизни.

Гипотеза: Вероятно, развитие эстетического восприятия детей пятого года жизни будет эффективным, если:

- в образовательном процессе с детьми средней группы используются произведения живописи великих отечественных художников;

-используется с целью в развитии технической изобразительной стороны и рассматривание знаний;

- восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №95 г. Дзержинск.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выявить основные понятия «восприятие» и «эстетическое восприятие, эстетическое отношение».

2. Изучить влияние процесса ознакомления живописи с произведениями великих художников на развитие изобразительных способностей детей пятого года жизни.

3. Обосновать психолого-педагогические условия использования занятий по ознакомлению с произведениями живописи в процессе обучения детей пятого года жизни как средства развития эстетического восприятия изобразительной деятельности.

4. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.

5. Разработать ряд педагогических мероприятий по ознакомлению с произведениями живописи в процессе обучения изобразительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с целью развития эстетического восприятия и опробовать его на практике.

6. Определить эффективность педагогической работы по развитию эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста средствами живописи.

Методы исследования:

Теоретические: анализ и обобщение научной, психолого-педагогической, методической литературы;

Практические: наблюдение, тестирование, беседа.

Практическая значимость исследования: составить методические разработки занятий по изобразительной деятельности, направленная на развитие эстетического восприятия у детей пятого года жизни средствами живописи, может быть использована в практической деятельности методиста, воспитателя, психолога и логопеда.

Структура работы. Работа состоит из введения и двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе работы раскрываются значимые понятия, такие как эстетическое воспитание, эстетическое отношение, эстетическое восприятие и рассматривается с разных подходов.

Во второй главе предоставляется проектная деятельность по апробированию, составлению методических ресурсов на базе МБДОУ «Детский сад №95»

1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ

1.3. Ознакомление с живописью в процессе обучения изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Проблема восприятия дошкольниками произведений живописи в процессе обучения изобразительной деятельности актуальна, так как способствует общему развитию ребенка и закладывает важную основу для развития творческих способностей.

Поэтому возникает необходимость рассмотреть аспекты этой проблемы еще раз.

Понимание произведений изобразительного искусства, становление эстетического отношения к окружающему в работе с детьми дошкольного возраста являются одними из важнейших задач, отраженных в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). [1]

В ФГОС ДО отмечается, что образование на дошкольной ступени направлено на формирование общей культуры, на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства. В дошкольном периоде формируются представления о жанрах и видах искусства, что способствует развитию его познавательных и творческих способностей [1].

Раскрывая сущность эстетического восприятия, необходимо выделить следующие основные положения: это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. [24]

Если целью развития эстетического восприятия является формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, то ее реализация предполагает решение следующих задач:

- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений;

- формирование на основе полученных знаний социально-психологических качеств, способствующих возникновению эмоциональных переживаний и эстетической оценки предметов и явлений, чувства наслаждения ими;

- развитие потребности преобразовывать мир по законам красоты, созидать и творить, создавая прекрасное в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях [16].

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности эстетического отношения к произведениям изобразительного искусства, воспитание интереса к изобразительной деятельности относятся к основным задачам программы дошкольного образования. [26; 125]

Центральной задачей по обучению изобразительной деятельности выделено воспитание эмоционально отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства, а также совершенствование изобразительных умений. [26;125]

Рассмотрев задачи обучения изобразительной деятельности в средней группе дошкольной организации можно отметить следующие направления педагогической деятельности:

- При общении детей к восприятию изобразительного искусства;

- Развитие эмоционального отношения при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства;

- Знакомство с деятельностью музея;

- Развитие представлений о средствах выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движения, жест);

- Формирование желания детей отражать в изобразительной деятельности полученные впечатления. [26]

Важно отметить, что в дошкольном возрасте особая роль отводится зрительным ощущениям и восприятию. Ребенок получает больше информации об окружающем мире с помощью зрения. Также интенсивно развивается обонятельная чувствительность. Дети дошкольного возраста делают значительно меньше ошибок при различении запахов. Основательные изменения у дошкольников появляются в восприятии пространства. Дети всё чаще хотят разобраться во всех формах, которые их окружают. Они пытаются установить, на что похож предмет.

Процесс восприятия художественного образа в картинах у детей будет более интересным и осмысленным, если они различают выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства [6].

В ходе работы по ознакомлению детей с произведениями живописи развиваются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени и т. д.

Отличительной особенностью восприятия дошкольниками цвета в живописи является то, что они сразу выделяют цвет, потому что он яркий и знаком детям, они постоянно рисуют, «играют» цветом, легко могут увязать его с настроением, выраженным в произведении. Однако дети дошкольного возраста способны воспринимать цвет как средство для раскрытия основной идеи содержания, через цвет оценивать эстетические достоинства картины.

Труднее всего детям удается выделить композиционное построение картины. Они легко вычленяют композиционный центр (если вопрос воспитателя точен, но затрудняются ответить на вопрос, почему художник расположил в картине людей таким образом, что он хотел этим сказать. Дети узнают, как можно выделить композиционный центр. В дальнейшем они определяют различные способы композиционного решения, но установить зависимость между композицией и основной идеей произведения дети еще не могут, поэтому и нуждаются в помощи воспитателя, который учит их всматриваться в картину. [15]

Если содержание произведения вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают внимательно рассматривать картину, делать интересные для себя открытия. Для полного восприятия ребенком художественного произведения ему необходим социальный опыт. Иногда трудность в восприятии и понимании художественного произведения ребенком вызывают методические ошибки воспитателя : отсутствие вводной беседы и выстроенных вопросов по шаблону.

Большое значение при восприятии произведения живописи имеет вопрос, с которым педагог обращается к ребенку. Спрашивая детей об изображении, педагог должен ориентировать дошкольников на перечисление объектов в любом порядке. Вопрос: «Что делают здесь на картине?» – побуждает ребенка к действиям.

Важно отметить, что пейзажная живопись ярко воспринимается детьми и оказывает на них сильное эмоциональное и эстетическое воздействие, которое проявляется в их речи. Для развития художественного восприятия детьми образа пейзажа можно использовать поэзию А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, и др.

При восприятии жанровой картины у детей дошкольного возраста понимание социальной значимости содержания картин развивается постепенно от неосознанного, расчленённого, основанного на выделении отдельных деталей без взаимосвязи со средствами выразительности к адекватному пониманию содержания, мотивированному логическими связями содержания картины и средствами выразительности. Личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям выступает показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также важным фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника. [10]

Стиль художественного изображения оказывает большое влияние на восприятие детьми живописных произведений. Яркая, колоритная картина вызывает стойкие эмоциональные чувства.

А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей [25].

С. Л Рубинштейн, Г. Т Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок.

Методы и приемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью разнообразны :

- пояснение– широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

- сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

- акцентирование деталей– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

- метод вызывания адекватных эмоций - суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

- тактильно-чувственный метод - данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т. д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа.

- метод оживление детский эмоции - с помощью литературных и песенных образов.

- прием вхождение в картину - детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

- прием музыкального сопровождения - звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.

Для знакомства с тем или иным видом изобразительного искусства воспитатель подбирает методы и приемы с учетом темы и жанра произведения искусства, образовательными задачами и возрастом детей.

Детей средней группы постепенно начинают приобщать к миру изобразительного искусства, демонстрируя им репродукции с изображением натуры (ваза с цветами, овощи, фрукты, посуда, мира природы (пейзаж с ярко выраженными сезонными изменениями и особенностями строения тех или иных растений) с целью вызвать эмоциональный отклик детей и ассоциации с их жизненным опытом, а также привлечь внимание к используемым средствам выразительности доступном для их понимания (цвет, форма, величина и др.).

Наиболее широко дети знакомятся с декоративно-прикладной живописью в этом возрасте : посуда с городецкой росписью, дымковские и филимоновские игрушки, семеновские матрешки, а также большое внимание выделяется знакомство с книжной иллюстрацией.

При отборе произведений живописи для детей и предметов декоративно-прикладного искусства следует опираться прежде всего на высокохудожественные произведения доступные детям как по содержанию, так и по средствам выразительности. Интерес, который проявляют дети в процессе ознакомления должен быть наиболее близким к их личному опыту.

Так, например, в средней группе произведения станковой живописи (репродукция) не должны иметь большого количества объектов и должны быть простыми по средствам выразительности.

Для того чтобы эстетическое отношение, интерес в процессе приобщения к живописи у детей продолжало развиваться необходимо осуществлять педагогическую деятельность с целью вызвать у воспитанников желание перенести свое эстетическое отношения и эстетические чувства в изобразительной деятельности в различных формах и ее организации.

Так, познакомив детей с красивым осенним пейзажем вызвав эмоциональный отклик на произведения, рассмотрев средства выразительности на картине воспитатель оживляет впечатления детей на занятиях по рисованию. Темы таких занятий могут быть: «Золотая осень», «Осенняя береза», «Осенняя пора», «Листопад». В процессе занятия дети вспоминают средства выразительности, которые они могу использовать (цвет, величина, ритм и др.) и пробуют перенести свои знания при самостоятельном рисовании.

Таким образом, от общения с изобразительным искусством ребёнок получает, в основном, радость узнавания окружающего мира. Воспринимая произведения искусства, дети становятся наблюдательными, пытливыми, эмоционально отзывчивыми. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Восприятию картины детей учат, постепенно подводя их к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.

Произведения художников учат детей фантазировать. Дети начинают «слышать» и «видеть» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается креативное мышление, творчество.

Выводы по главе 1

1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть различные подходы к определениям «эстетическое восприятие»,«Эстетическое отношение».

Изученные понятия позволили выявить, что дошкольный период является наиболее благотворным для развития эстетического восприятия детей, а также обосновать возможность развития эстетического восприятия в процессе изобразительной деятельности детей и в процессе приобщения детей к живописи.

Из анализа теоретического исследования проблемы развития эстетического восприятия можно отметить, что процесс восприятия в дошкольном возрасте имеет свою специфику и осуществляется через решение множество взаимосвязанных задач.

В процессе ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций. В ходе ознакомления дошкольники обогащают собственное представление о ценностях, индивидуальные качества, по-новому осмысливают их.

2. в процессе теоретического исследования были рассмотрены психолого-педагогические условия развитие эстетического восприятия средствами живописи. При этом ученые также подходят к изучению этого вопроса с различных позиций и высказывают разные точки зрения.

Среди наиболее значимых условий можно отметить создание эстетической развивающей среды в дошкольном учреждении и семье ребенка взаимосвязь непосредственной образовательной деятельности самостоятельным творчеством и экспериментированию детей личная заинтересованность педагога и детей, а также вовлечение семьи в образовательный процесс.

3. при изучении нормативных документов в области дошкольного образования и специальной литературы были рассмотрены специфические особенности организации ознакомления детей с живописью в дошкольной организации: были рассмотрены задачи и направления обучения детей изобразительной деятельности и приобщения детей к миру искусства.

Были выделены методы, используемые при ознакомлении детей с искусством рассмотрены требования к отбору и содержанию произведения искусства.

Таким образом, интеграция видов деятельности в реализации систематически и целенаправленно позволяет реализовать задачи одновременно развитие эстетического восприятия и изобразительных умений детей пятого года жизни.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Книжка-малышка для эстетического восприятия и раскрашивания «Зимующие птицы»Книжка-малышка для эстетического восприятия и раскрашивания «Зимующие птицы» Цель:Создания необычной и привлекательной для детей «книжки-малышки» на тему Зимующие птицы Задачи: • Совершенствовать технику аппликации;.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизниКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в группе общеразвивающей направленности воспитанников пятого года жизни Сюжетно-ролевая игра "Семья" в средней группе. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выпускная квалификационная работа «Развитие эстетического восприятия детей пятого года жизни средствами живописи»
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 18:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД