Получи документы

Консультация «Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений»

Наталья Тюрина
Консультация «Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений»

Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений

Введение.

Станут наши дети

Сильнее нас, гораздо сильнее.

Р. Рождественский

Эпиграфом к моей работе стали слова известного поэта. Как мне кажется, поэт подразумевал силу духовную, не физическую.

Но это поэзия, а жизнь нам диктует совсем другое. Надо воспитывать детей сильными как духовно, так и физически. Только такой человек сумеет защитить слабого, хорошо развиваться умственно, понять красоту и стать Человеком.

Публикация «Консультация „Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений“» размещена в разделах

В разделе музыкальное воспитание физическое развитие осуществляется на основе музыкально-ритмических движений. В физиологии движение - это способность тела или отдельных его частей перемещаться в пространстве, что и выполняется на физкультурных занятиях. Но, используя музыку, которая вызывает у ребёнка моторную реакцию, мы воспитываем умение слушать, воспринимать, оценивать её, развивать у ребёнка любовь к музыке и потребность в ней, готовить из него культурного, чуткого слушателя, который черпает в музыке вдохновение, радость, пробуждает в ребёнке художника.

Ещё древние греки трактовали ритмику как искусство, соединяющее геометрию, риторику, философию, пластику, музыку. Ритмика входила важнейшей составляющей в педагогическую систему воспитания прекрасного человека. Роль её была значительной, потому что движения, выполняемые под музыку - это уникальная способность соединять, постоянно воссоздавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими видами воспитания. И хотя ритмика прошла длительную историю развития, современная педагогическая система уделяет разделу музыкальное движение под музыку так же немаловажное место. Методика занятий развивается, совершенствуется, но первоначальное предназначение ритмики остаётся неизменным.

1. Развивающая направленность занятий по музыкально-

ритмическим движениям.

Основной целью занятия музыкально - ритмическими движениями является активизация музыкального восприятия через движение.

Основу составляют физические и танцевальные движения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая её ритм, темп, характер с помощью движений. Упражнения направлены на работу, а, следовательно, и на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, костюмы, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребёнка желание двигаться под музыку.

Основоположник ритмики Ж. Далькроз по поводу проведений занятий с детьми сказал: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветания всего организма, чем чувство радости.»

Занятия музыкально-ритмическими движениями должны приносить детям радость. Основу занятий составляют упражнения, различные по характеру, оформленные музыкой, в соответствии возрастным особенностям детей. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную систему организма. Решают оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи:

1. Привлечение детей к систематическим занятиям.

2. Укрепление здоровья.

3. Воспитание правильной осанки.

4. Повышение работоспособности.

5. Совершенствование чувства ритма.

6. Формирование культуры движений.

Умение передавать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без лишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой её является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий музыкально-ритмическими движениями. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, оттянутые носочки, собранные кисти - вот характеристика красивого движения. И только развивая силу мышц спины и брюшного пресса, координацию, гибкость, выносливость (что говорит о преемственности с физкультурными занятиями) в совокупности с хореографическими упражнениями, танцами и музыкально-ритмическими движениями можно говорить что формируется двигательная культура ребёнка, которая зависит и от психологических проявлений личности: от внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка.

Из всего этого следует, что содержание занятий по музыкально-ритмическому движению развивающей направленности заключается в следующем:

1. Укреплять здоровье и повышать работоспособность, выносливость.

2. Повышать интерес детей к занятиям через игровую деятельность.

3. Совершенствовать основные виды движений и жестов, эффективно развивать двигательные способности:

- ходьбу: координацию, согласованность движений;

- бег: выносливость, скоростная сила;

- прыжки: равновесие;

- общеразвивающие движения : ловкость, гибкость, силу рук, ног.

- танцы и танцевальные движения : ритмичность, память, умение общаться друг с другом, уважение, заботу, сопереживание;

- строевые упражнения: дисциплинированность, организованность, внимание;

- дыхательные упражнения: функциональное развитие дыхания;

- жесты: артистизм, выразительность.

4. Развивать двигательное воображение и творческую фантазию.

5. Развивать музыкальный слух.

6. Формировать музыкальные знания.

Всё это ориентировано на природную потребность детей, во-первых, к движению, как источнику развития, во-вторых, к игре, как ведущей деятельности, в-третьих, на интерес к музыке и песне, как источникам радости и познания.

2. Преемственность в формировании навыков овладения музыкально- ритмическими движениями.

Преемственность - это накопление опыта выполнения музыкально-ритмических движений и постоянного усложнения и роста требований. Если отсутствуют повышенные требования, то и утрачиваются ранее приобретённое. Ребёнок развивается, растёт, совершенствуется структура и выносливость его организма.

Требование преемственности имеет научное обоснование в учении И. П. Павлова о динамическом стереотипе. Условный рефлекс качественно перестраивает ранее образованные связи, содействует их дифференцированию и обобщению. В процессе развития навыки, приобретённые ранее, вступают в систему новых связей, укрепляются, обобщаются и создают условия для умственной деятельности и преемственности в развитии и углубления знаний.

Задачи музыкально-ритмических движений на каждой возрастной ступени соответствуют возрастным особенностям детей. И вместе с тем преемственно включают в обобщённом виде то, что создано предшествующим этапом обучения и перспективно включают в себя элементы нового, что характерно для последующей ступени. Если в младшем возрасте при движении ребёнок подражает движениям взрослого, то во второй младшей группе он уже способен обращать внимание на качество движения;в средней группе проявлять самостоятельность, в старшей группе получать удовольствие от выполнения движений; а в подготовительной к школе группе способен посредством движений, развивать и передавать художественный образ. Совершенствуется творчество детей.

Преемственность между занятиями по музыкально-ритмическим движениям и другими звеньями воспитания и развития детей осуществляется воспитателем. При этом воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения материала. Работа педагога направлена на закрепление умений и навыков, полученных на занятиях. Воспитатель включает музыкально-ритмические движения в другие занятия, осуществляет дифференцированный подход к детям, организовывает игры, использует музыкально-ритмические движения в инсценировках, хороводах, в самостоятельной деятельности детей. Преемственность музыкально-ритмических движений осуществляется на физкультурных занятиях инструктором по физическому воспитанию.

В результате осуществления преемственности музыкально-ритмических-движений у ребёнка развиваются : музыкальное восприятие, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, расширяется их кругозор. Многие дети с удовольствием занимаются этим видом деятельности и, поступая в школу, продолжают заниматься в танцевальных кружках не только в школе, но и в других внешкольных учреждениях. Это хореографический коллектив «Ассоль» в средней школе №10, танцевальный кружок в школе-лицее № 3, танцевальный кружок в доме культуры Российской армии, в ансамблях Взлёт» и «Вдохновение» дворца культуры имени В. И. Ленина, в спортивной коле.

За период с 2006 года по 2008 год в школу перешло 28 детей, из них в хореографических кружках занимаются - 5 человек,

в спортивной школе - 3 человека,

в музыкальной школе - 1 человек, что составляет 32% от общего количества детей.

3. Креативность.

В разделе музыкально-ритмические движения креативность предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря чему создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости. Но, прежде, чем подвести детей к творчеству, необходимо музыкально-образовательная деятельность, чтобы получать необходимые теоретические знания:

а) о слитности характера музыки и движений,

б) о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки,

в) о средствах музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз).

Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают название танцев, хороводов. Необходимо освоить различные движения и способы их исполнения. И поэтому процесс обучения и творчества взаимосвязаны. Необходимое условие для детского творчества - накопление впечатлений от восприятия движений под музыку, которые являются образцом для творчества, его источником. Условием для творчества так же является и накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё, что усвоил в процессе обучения, а обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Критериями успешности творчества является наличие эмоционального содержания образа, движения, выразительность воплощения, вариативности, оригинальности. Творческая активность детей во многом зависит от постоянного обогащения опыта музыкально-эстетических представлений, возможности проявить самостоятельность. Результатом креативности являются те качественные изменения, которые происходят с ребёнком в процессе самой творческой деятельности. Результаты индивидуальны - исполнение музыкально-ритмического движения становится для ребёнка творчеством созидания своего «Я». Он создаёт свой мир, свой психофизический и социальный образ, материализует своё образно-художественное мышление. Ребёнок живёт своей действительной жизнью и осознаёт её особым образом в творческой деятельности.

Публикации по теме:

«Путешествие по сказкам». Занятие по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста План-конспект открытого урока по предмету «Прекрасный мир танца» второй год обучения «Путешествие по сказкам» - развитие музыкально-ритмических.

Деловая игра для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ» Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя..

Доминантное занятие для старшей группы по развитию музыкально-ритмических движений.Доминантное занятие для старшей группы по развитию музыкально-ритмических движений. Спасаем друзей с Марией Мирабеллой Цель: оптимизация потребности в движениях под музыку. Обучающие задачи: - учить двигаться ритмично, в.

Консультация для молодых специалистов. Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста Бекина с.  и. :«Музыкально – ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально – эстетических переживаний.» Обучение.

Консультация «Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста» Главное условие успешного занятия с детьми по Игроритмике – это интерес. Чтобы вызвать интерес у малышей педагог сам должен быть заинтересован,.

Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Мастер класс Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие музыкально - ритмических.

Мастер–класс на тему «Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста» Часто у детей, имеющими речевые нарушения, наблюдается недоразвитие ряда психомоторных функций: • страдает внимание, • память, • имеет.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических.

Работа с одаренными детьми по развитию музыкально-ритмических движений Анализируя программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программу «Радуга» под редакцией.

Развитие певческих навыков у детей через креативность Развитие певческих навыков у детей через креативность Сообщение в рамках творческой группы музыкальных руководителей детских садов г. Заводоуковска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений»
Опубликовано: 4 сентября 2015 в 14:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД