Татьяна Кокшарова
Развивающая предметно-пространственная среда как условие достижения результатов деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности развития детей и помогает осуществлять координацию для позитивного продвижения каждого ребенка. При построении развивающей предметно-пространственной среды учитывала следующие принципы:
• Насыщенность;
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как условие достижения результатов деятельности воспитателя» размещена в разделах
• Трансформируемость;
• Полифункциональность;
• Вариативность;
• Доступность;
• Безопасность.
В группе созданы различные центры активности, где ребенок может найти себе занятие по интересам.
Проектируя среду с учетом гендерного подхода, изготовила и приобрела для девочек предметы домашнего обихода, атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Ателье». Для мальчиков - различные виды конструкторов, технические игрушки, инструменты, позволяющие детям реализовать специфические интересы в игровой деятельности, осознать себя представителями мужского пола и усваивать соответствующие типы поведения.
Создан центр эмоциональной разгрузки, который наполнен дидактическим материалом: подушками-антистресс, масляными часами, игрушками-мнучками, фото альбомом «Я и моя семья», и многим другим.
В группе оформлен центр безопасности. В нё м подобраны дидактические игры: «Дорожные знаки», «Живая улица», «Законы улиц и дорог», «Это надо знать», домино «Дорога», «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Собери светофор», «Азбука пешехода», «Едем, летим, плывём», «Ассоциации», «Транспорт», лото «Дорожные знаки». Имеются в центре: жилеты работника ДПС, дорожные знаки, макет перекрестка, светофор, парковка для автомобилей, много машин разного размера.
Для социально-личностного развития детей, оборудовала и постоянно пополняла центр сюжетно - ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ателье», «Фотосалон», «Мастерская», «Дом», «Парикмахерская», «Салон сотовой связи», «Туристическое агентство»). Играя, дети научились вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения, адекватно реагировать на речь говорящего.
Центр патриотического воспитания. Содержание материала в данном центре обновляла в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. В центре содержатся: пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства. Подобран материал о родном крае, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Урала. Подобрана художественная литература по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город», «Моя семья», «История Урала».
Центр художественного творчества детей – это создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. Данный центр в группе создан с соблюдением возрастных требований. Он доступен для детей, имеется оборудование для рисования, лепки, аппликации.
Пополнила центр:
- дидактическими играми: «Чудо узоры», «Народные промыслы», «Народное творчество»,
- экспонатами: дымковские и городецкие игрушки, гжель, хохлома, матрёшки, изделия из бересты;
- книгами и пособиями по народно – прикладному искусству;
- альбомами с разными видами росписи.
В центре художественной литературы, собраны книги разнообразной направленности. Центр пополнен книгами с учётом возрастных особенностей детей. Здесь дети могут рассматривать любимые книги, энциклопедии, делиться впечатлениями, чувствовать себя комфортно в любой речевой ситуации.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудован Театральный центр. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда данного центра обеспечивает право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья. Театральный центр пополнен различными видами театра: плоскостной, варежковый, настольный, магнитный для инсценировки знакомых сказок и придумывания своих.
Рядом с театральным центром, оборудован Центр Музыки. В нем располагаются различные музыкальные инструменты, дидактические и наглядные пособия, игры. Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников.
Центр природы и экспериментальной деятельности включает в себя :
- пособия для ознакомления с различными веществами и материалами (водой, воздухом, песком, почвой, мыльной пеной, магнитом,
- познавательную литературу, энциклопедии, коллекции “Насекомые”, “Минералы”, “Животные леса”, “Животные фермы”.
Данный центр пополнен картотеками опытов и экспериментов, лупами, календарём природы, природными материалами. В центре природы и экспериментирования помещены комнатные растения, которые также соответствуют возрасту детей. Комнатные растения в группе выполняют не только эстетические, образовательные и воспитательные функции. Наполняемость этого Центра развивает познавательные способности. Дети познают мир с участием всех органов чувств, они могли увидеть, как растут комнатные растения, сделать посадки (рассада цветов, посадка лука, зелени, наблюдать за их ростом, ухаживать за ними. Этот центр способствует эстетическому воспитанию.
Центр содержит разнообразие наглядно-дидактического материала, размещены дидактические игры разной направленности, которые тренируют у детей внимание, логику, сообразительность. Наглядно-дидактические пособия помогали детям устанавливать причинно-следственные связи природных и других явлений.
Центр речевого развития создан с целью всестороннего развития речи воспитанников в развивающей среде группы. В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, словаря, фразовой речи, мелкой моторики пальцев рук, звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Центр двигательной активности содержит атрибуты к подвижным играм; разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т. д; массажёры, кегли, скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия, прыжков, ползания. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
В группе имеются телевизор и ноутбук, активно внедряются ИКТ технологии в работе с детьми. Компьютерно-техническое оснащение детского сада используется для различных целей:
- для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;
- для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы.
Большое внимание уделяю совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающей ребенку условия для выбора видов детской деятельности – пособий, материалов, игрушек в соответствии со их интересами и потребностями. Среда группы соответствует возрасту детей, отвечает требованиями СанПиН.
На уровне детского сада развивающая предметно-пространственная среда группы высоко оценена при проведении конкурсов:
• смотр-конкурс музыкальных центров в 2019 году - I место
• смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды к началу 2020-2021 учебного года - I место;
• смотр-конкурс на лучшее новогоднее оформление группы «Новогодняя сказка» в 2020 году - I место;
• смотр-конкурс на лучший центр художественно-эстетического развития в 2022 году - 1 место;
• смотр-конкурс на лучший центр речевого развития в 2023 году –1 место.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям безопасности, эстетики, имеет развивающую направленность, служит основой в создании каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия его возможностей и индивидуальных способностей.