Получи документы

Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Яна Гурова
Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Гурова Яна Николаевна

Роль памяти в развитии ребенка огромна, так как усвоение знаний об окружающем мире и о себе, овладение нормами поведения и приобретение умений, навыков все это связано с работой памяти. В период детства память не является самостоятельным психическим познавательным процессом, так как ребенок не обладает специальными действиями, направленными на сосредоточенность внимания на чем-либо [1].

Публикация «Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблему развития памяти у детей исследовали в своих трудах Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. М. Житникова, П. И. Зинченко, Н. А. Корниенко, З. М. Истомина, С. Г. Бархотова и другие.

В современной науке произвольное запоминание является целенаправленным опосредованным процессом, включающим в себя использование определенных приемов и средств для запоминания. У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения и в конце только появляется произвольное запоминание. При этом важной предпосылкой развития произвольной памяти у детей является хороший уровень развития непроизвольной памяти [3].

Учеными доказано, что развитие произвольной памяти у детей происходит в разных видах игровой деятельности. Одним из средств являются развивающие игры, позволяющие создать игровую мотивацию, подчинить запоминание близкой и понятной ребенку цели. Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Л. А. Венгер, Е. О. Смирнова, О. М. Дьяченко и другие считают, что развивающие игры являются одним из активных средств психокорреции произвольной памяти у детей именно в дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что в процессе развивающих игр разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. [2]. При этом задачи, поставленные развивающей игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В развивающей игре задействованы познавательные процессы, между которыми есть тесные взаимосвязи. Следует заметить, что в практике развивающие игры часто применяются без учета определенных условий для их проведения и без использования различных видов произвольной памяти (произвольной образной, произвольного мнемического действия, опосредованной памяти).

На основе вышесказанного мы предположили, что развивающая игра является эффективным средством коррекции произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста если :

1. Систему мероприятий, включающую развивающие игры, которые задействовали разные виды памяти.

2. Содержание игр подразумевает использование различных способов и приемов запоминания.

3. Ребенок занимает активную позицию в игре.

Для проверки гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе нам необходимо были выявлены уровни развития произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста и особенности произвольной памяти. Результаты исследования всех показателей произвольного запоминания показывают, что у детей почти по всем методикам не выявлено высокого уровня показателей произвольной памяти. Поэтому в экспериментальную группу были включены дети с низким уровнем развития произвольного запоминания, а в контрольную группу - детей с низким и средним уровнем развития произвольного запоминания. Нами был разработан комплекс мероприятий, включающий различные виды развивающих игр, которые проводились индивидуально и в групповой форме с детьми в разные отрезки времени (утром, днем и вечером, а также были рекомендованы родителям).

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию произвольного запоминания у детей. В ходе формирующего этапа эксперимента была проведена система мероприятий, включающая развивающие игры, направленные на формирование произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста, а также работу с родителями. Результаты контрольного эксперимента показали значительный рост всех данных по произвольной памяти у детей по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Дети стали лучше осознавать мнемическую цель и использовать разные приемы запоминания. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента, с уверенностью можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Развивающая игра является эффективным средством формирования произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные указывают на необходимость работы с детьми, направленной на развитие произвольного запоминания.

Список литературы

1. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] /П. П. Блонский. – М. : Просвещение, 2004.- С. 2-145.

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. -2006. -№6.- С. 5-8.

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Учебник для студ. пед. Институтов // Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2009.- 288 с.

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Конспект проведения дидактической игры по развитию произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста «Продолжи ряд» Цель: развитие произвольного запоминания. Оборудование: муляжи овощей и фруктов, кукла, 2 корзинки - одна с крышкой. Ход игры: Игра проводится.

Мастер-класс «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Игры и эксперименты,.

Сюжетно-ролевые игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Слайд №1. Уважаемые члены комиссии разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификасыонную работу. Тема: сюжетные подвижные игры.

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизниТеатрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти.

Проект «Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Тема проекта: «Спортивные.

Заучивание стихотворений как средство развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста По определению, данному в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 июня 2016 в 08:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД