Яна Гурова
Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста
Гурова Яна Николаевна
Роль памяти в развитии ребенка огромна, так как усвоение знаний об окружающем мире и о себе, овладение нормами поведения и приобретение умений, навыков все это связано с работой памяти. В период детства память не является самостоятельным психическим познавательным процессом, так как ребенок не обладает специальными действиями, направленными на сосредоточенность внимания на чем-либо [1].
Публикация «Развивающие игры как средство психокоррекции произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Старшая группа
- Темочки
Проблему развития памяти у детей исследовали в своих трудах Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. М. Житникова, П. И. Зинченко, Н. А. Корниенко, З. М. Истомина, С. Г. Бархотова и другие.
В современной науке произвольное запоминание является целенаправленным опосредованным процессом, включающим в себя использование определенных приемов и средств для запоминания. У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения и в конце только появляется произвольное запоминание. При этом важной предпосылкой развития произвольной памяти у детей является хороший уровень развития непроизвольной памяти [3].
Учеными доказано, что развитие произвольной памяти у детей происходит в разных видах игровой деятельности. Одним из средств являются развивающие игры, позволяющие создать игровую мотивацию, подчинить запоминание близкой и понятной ребенку цели. Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Л. А. Венгер, Е. О. Смирнова, О. М. Дьяченко и другие считают, что развивающие игры являются одним из активных средств психокорреции произвольной памяти у детей именно в дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что в процессе развивающих игр разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. [2]. При этом задачи, поставленные развивающей игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. В развивающей игре задействованы познавательные процессы, между которыми есть тесные взаимосвязи. Следует заметить, что в практике развивающие игры часто применяются без учета определенных условий для их проведения и без использования различных видов произвольной памяти (произвольной образной, произвольного мнемического действия, опосредованной памяти).
На основе вышесказанного мы предположили, что развивающая игра является эффективным средством коррекции произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста если :
1. Систему мероприятий, включающую развивающие игры, которые задействовали разные виды памяти.
2. Содержание игр подразумевает использование различных способов и приемов запоминания.
3. Ребенок занимает активную позицию в игре.
Для проверки гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе нам необходимо были выявлены уровни развития произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста и особенности произвольной памяти. Результаты исследования всех показателей произвольного запоминания показывают, что у детей почти по всем методикам не выявлено высокого уровня показателей произвольной памяти. Поэтому в экспериментальную группу были включены дети с низким уровнем развития произвольного запоминания, а в контрольную группу - детей с низким и средним уровнем развития произвольного запоминания. Нами был разработан комплекс мероприятий, включающий различные виды развивающих игр, которые проводились индивидуально и в групповой форме с детьми в разные отрезки времени (утром, днем и вечером, а также были рекомендованы родителям).
Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию произвольного запоминания у детей. В ходе формирующего этапа эксперимента была проведена система мероприятий, включающая развивающие игры, направленные на формирование произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста, а также работу с родителями. Результаты контрольного эксперимента показали значительный рост всех данных по произвольной памяти у детей по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Дети стали лучше осознавать мнемическую цель и использовать разные приемы запоминания. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента, с уверенностью можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Развивающая игра является эффективным средством формирования произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные указывают на необходимость работы с детьми, направленной на развитие произвольного запоминания.
Список литературы
1. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] /П. П. Блонский. – М. : Просвещение, 2004.- С. 2-145.
2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. -2006. -№6.- С. 5-8.
3. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Учебник для студ. пед. Институтов // Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2009.- 288 с.