Получи документы

Реализация гендерного подхода при обучении рисованию в условиях ДОУ

Ольга Хомик
Реализация гендерного подхода при обучении рисованию в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Публикация «Реализация гендерного подхода при обучении рисованию в условиях ДОУ» размещена в разделах

Психология и педагогика оперируют достаточным количеством эмпирических данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии. Конец дошкольного возраста охарактеризован набором полоролевых особенностей, который следует учесть в ходе образовательного процесса. Между тем, множество элементов системы образования одинаковы для всех, и педагоги стремятся добиться одних и тех же результатов в развитии и воспитании мальчиков и девочек.

Цель: способствовать гендерному воспитанию детей посредством обучения рисованию.

Задачи:

• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания детей;

• выделить гендерные аспекты обучения рисованию мальчиков и девочек;

• определить содержание обучения рисованию с учетом гендерных особенностей

• создать развивающую среду, благоприятную для становления личности определенного пола.

Практическая значимость

Результаты могут быть использованы при подготовке к педагогическому совету или родительскому собранию, а также в ходе планирования и проведения практической работы с детьми по обучению рисованию с учетом гендерных особенностей детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

По мнению Л. И. Столярчук и И. Н. Евтушенко выполнение требований, обозначенных в ФГОС (например, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей воспитанников) достаточно сложно без учета пола детей. Поэтому реализация гендерного подхода в образовании облегчит реализацию стандартов нового поколения всех ступеней, будет способствовать повышению качества образования.

Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс рисования происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский).

Реализация гендерного подхода при обучении рисованию в условиях дошкольного образовательного учреждения включает в себя решение следующих задач:

развитие творческих способностей мальчиков и девочек в процессе рисования;

формирование адекватной полу модели поведения у детей;

воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками;

обучение детей умению работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа и др.

Дети дошкольного возраста с удовольствием погружаются в мир изобразительной деятельности. Но существует разное восприятие и воспроизведение одного и того же образа мальчиками и девочками. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересует, прежде всего, конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира.

Особенности девочек: более уверенно выбирают тему и сюжет. Чаще рисуют цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Большое значение придают детализации рисунка, украшательству, прорисовке деталей, технике выполнения рисунка.

Используют всю цветовую гамму, пытаются получить новые цвета. Предпочитают яркие сочные оттенки. Как правило, заполняют цветом весь лист.

Выстраивая композицию, чаще создают многопредметные, многообъектные работы, соблюдают пропорции.

Девочки быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно. Но возникают некоторые проблемы, так как девочки слишком широко разворачивают тему, придумывая большой сюжет. Для решения этой проблемы нужно предложить отразить задуманный сюжет на листе бумаги, обозначив объекты и предметы с помощью геометрических фигур. Так же у девочек присутствует излишняя детализация «мельчение». В этом случае необходимо проводить индивидуальную словесную работу.

Особенности мальчиков: затрудняются, сомневаются в выборе темы. Придумывают необычные сюжеты: подводный мир, город будущего, замки, дворцы. Любят изображать технику, архитектурные сооружения, космические объекты.

Чаще в работах детализация рисунка проявляется изображением крупных объектов. При этом линии четкие, прямые, толстые.

Мальчики ограничиваются несколькими цветами. Чаще выбирают темную цветовую гамму. Заполняют лист цветом частично или цветовыми пятнами. Чтобы разнообразить цветовую палитру будущего сюжета, необходимо предварительно обсудить ее с мальчиком и выделить мазками или штрихами цветовую гамму будущего рисунка.

Предпочитают малопредметные и малообъектные композиции. Не совсем точно ориентируются на листе бумаги.

В работе ребята медлительны, неуверенны. Так же как и девочки испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Им тоже можно предложить выложить фигуру человека в задуманном движении из геометрических фигур. Во время работы мальчики нажимают на всю плоскость кисти. Чтобы решить эту проблему, нужно заменить обычную кисть на тонкую, даже при заполнении цветом крупных деталей. Можно в свободное время предлагать работу по «Художественным прописям». Создавая сюжет, ребята непоследовательно выполняют живописную композицию. Поэтому нужно обращать их внимание на схему (алгоритм) предлагающую последовательность выполнения рисунка. Часто незаконченную работу считают уже завершенной.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Занятия по рисованию можно проводить как со всей группой, так и по подгруппам – отдельно с девочками, отдельно с мальчиками, что зависит от тематики занятия.

На занятиях по рисованию важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Для этого используются разнообразные педагогические приемы, среди которых следующие:

1. Проблема: мальчики часто испытывают затруднения в изображении объекта в движении. Пути выхода:

предложить из геометрических фигур выложить фигуру человека в движении;

выложить из палочек фигуру человека в движении;

продемонстрировать перед детьми разные движения человека (демонстрирует сам педагог, дети друг другу);

попросить самого ребенка изобразить движение человека и посмотреть на себя в зеркале.

2. Проблема: Мальчики часто не могут рисовать кистью тонкую линию и нажимают на всю плоскость кисти. Пути выхода:

дать мальчикам тонкую кисть для прорисовки рисунка, заранее нарисованного простым карандашом;

предложить схему использования тонкой кисти;

давать тонкую кисть даже при закрашивании крупных деталей.

3. Проблема: мальчики ограничиваются несколькими цветами, выбирают темные оттенки. Пути выхода:

предложить мальчику варианты раскрашивания будущего рисунка: цветные фишки, цветные схемы – пусть мальчик перед раскрашиванием поварьирует цветовую гамму и вместе с воспитателем обсудит и выберет цвета для своего рисунка.

4. Проблема: девочки очень широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет, долго делают набросок. Пути выхода:

разделить процесс рисования на 2 части : 1 часть – рисование крупных деталей, 2 часть – после просушки вырисовывание мелких деталей – даем схему;

дать схему – распределитель времени на набросок и раскрашивание.

5. Проблема: мальчики делают рисунок малопредметным, недостаточно детализируют и обогащают. Пути выхода:

посадить мальчика с девочкой за одним столом для того, чтобы мальчик учился, глядя на рисунок соседки – девочки;

предложить мальчикам схему с изображением тех деталей, которыми они могут дополнить рисунок (схему продумываем к каждому занятию).

Важное место при гендерном подходе в процессе рисования занимает организация предметно-развивающей среды для дошкольников. Для создания уголка изобразительного творчества можно привлекать детей. Для этого первоначально выявляются предпочтения ребят в цветовом решении с помощью занятия на тему «Какой цвет я люблю», в процессе которого мальчики и девочки из множества цветов и оттенков выбирают самые любимые. Таким образом формируется цветовая гамма, которую предпочитают мальчики и девочки по отдельности в оформлении данного пространства группы. Педагогом реализуется заданное детьми цветовое решение для оформления уголка изобразительного творчества. Появляются места для рисования в индивидуальном решении для мальчиков и девочек. Наполнение уголка производится в зависимости от интересов детей, индивидуальных, возрастных, половых, полоролевых и гендерных особенностей :

разные по форме и цвету стаканчики для изобразительных материалов ( Например: для мальчиков – в виде ракеты, самолета и др., для девочек – в виде дерева, цветка и др.);

подкладные салфетки для бумаги для мальчиков с изображением мужских видов спорта, разнообразной техники, узорами в клетку и линию, подводного мира, мужских героев мультфильмов и сказок и др., а для девочек – с изображением насекомых, животных, кукол, сказочных принцесс и др. ;

кисти, карандаши, фломастеры украшены цветами или бабочками для девочек;

раскраски с различными изображениями ( Например: красавиц для девочек и военной техники для мальчиков);

трафареты с изображением предметов мужского (военно-индустриального) и женского (цветы, бабочки) характера;

рамочки для детских рисунков разнообразных цветов и оттенков, которые самостоятельно выбираются мальчиками и девочками;

схемы для мальчиков и девочек, помогающие им в рисовании;

сюжетная мебель (стул в виде цветка для девочек, стул в виде болтика для мальчиков и др.).

Общие методические рекомендации:

1. В совместной изобразительной деятельности предложить занять места мальчику с девочкой. Это побуждает мальчиков использовать разные приемы в работе, расширить цветовую палитру и создавать многопредметные рисунки.

2. Индивидуальная словесная помощь детям. С мальчиками оговаривается композиция рисунка, обсуждается цветовая палитра, на заключительном этапе предлагается рассмотреть деталировку предметов, объектов. С девочками обсуждается сюжет, количество объектов, характер деталировки.

3. Анализ работ по принципу «Каждый имеет право на собственное решение». В любом рисунке каждого ребенка есть что-то необычное, интересное, и это надо обязательно выделить и отметить.

Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежим нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научимся относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, сможем понять и принять их такими, какими их создала природа – разными и по-разному прекрасными!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Проявление полового диморфизма у старших дошкольников в тематике их рисунков и в манере рисования изучалось Б. Г. Ананьевым, В. С. Мухиной, Н. Л. Шашковой, С. Поповой. Полученные данные свидетельствуют о том, что у мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно - принцесс и невест).

Некоторые особенности манеры рисования у детей разного пола были обнаружены Б. Г. Ананьевым, К. С. Мухиной. По технике исполнения рисунки девочек носят более законченный характер, чем у мальчиков, имеют элементы декоративности. При изображении человека они чаще рисуют девочек, «тетенек», тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными украшающими элементами. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны, чем у девочек.

Исходя из всего сказанного выше, в дальнейшем свою работу с дошкольниками по обучению рисованию буду стараться планировать и проводить с учетом гендерных особенностей дошкольников. Думаю, что это позволит мне организовывать более продуктивное взаимодействие с ребятами, поможет мне лучше понимать рисунки детей.

Список литературы:

1. Арутюнян М. Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой российской школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96" [текст] / М. Ю. Арутюнян – М., 1997.

2. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Т. Н. Доронова – Москва: Линка – Пресс, 2009

3. Казакова Р. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд. 2. [текст] / Р. Г. Казакова – М., 2004. – 167 с.

4. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fsad91.ru%2Ffiles%2FKakRisuutDevMal.doc&name=KakRisuutDevMal.doc&lang=ru&c=56d29138f558

Публикации по теме:

«Организация гендерного подхода в работе с детьми старшего дошкольного» Актуальность В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание.

Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды «Мальчики и девочки- два разных мира» Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному, Мальчикам нужно больше доверия, девочкам.

Физкультурное занятие для детей подготовительного к школе возраста с использованием гендерного подхода Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием гендерного подхода (Первая подгруппа - девочки) Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя дифференцированный подход,.

Картотека игр для детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Мальчики Космонавты Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим,.

Реализация интегрированного подхода. Мир вокруг нас «Жизнь ребенка полна лишь тогда, Когда он живет в мире сказок, творчества, Воображения, фантазии, а без этого он Засушенный цветок» Сухомлинский.

Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода» Тема проекта: «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода» Продолжительность.

Самообразование «Работа с педагогами по вопросам гендерного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста» Проблема: Невысокий уровень компетентности педагогического коллектива в вопросах гендерного воспитания дошкольников Цель: расширить знания.

Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как.

Теоретические основы гендерного подхода в образовательном процессе, их учет в организации Рппс. Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация гендерного подхода при обучении рисованию в условиях ДОУ
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 09:00
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация гендерного подхода при обучении рисованию в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хомик (УИ 795391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД