Получи документы

Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов

Татьяна Адасенко
Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов

Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия

дифференцированного и индивидуального подходов.

В настоящее время категория детей с нарушениями зрения представляет достаточно неоднородный по сложности и тяжести структурно - функциональных нарушений зрительной системы контингент, что обусловливает необходимость широкого внедрения на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов.

Когда речь идет о дифференцированном походе, то его организация на занятиях по развитию зрительного восприятия подчиняется, прежде всего, общим требованиям:

Публикация «Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов» размещена в разделах

- деление учеников класса на группы в соответствии с критерием дифференциации (успешность обучения, уровень развития мышления, речи, и др.);

- обеспечение в соответствии с возможностями и особенностями, характерными определенной группе детей, рационального характера работы на занятии за счет отбора содержания, форм, методов, темпа, объема заданий;

- усиление дифференцированной помощи определенной группе детей при выполнении одинаковых для всего класса заданий и др.

Однако, на занятиях по развитию зрительного восприятия наряду с общепедагогическими критериями дифференциации необходимо использовать специфические, обусловленные, прежде всего, степенью, характером, глубиной зрительных нарушений и клиническими формами нарушения зрения.

Важнейшим критерием дифференциации детей с нарушениями зрения выступает степень и характер зрительных нарушений.

Когда речь идет о реализации дифференцированного подхода по отношению к слабовидящим школьникам (острота зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции, то коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена не только на исправление недостатков в развитии этого психического процесса в условиях суженной сенсорной сферы, но и на предупреждение возможных вторичных отклонений в области представлений и на формирование компенсаторных способов сенсорно - перцептивной деятельности. Это достигается за счет системного и постоянного обучения детей данной группы способам зрительного обследования (в том числе и на основе компенсаторных механизмов, за счет создания условий востребованности зрительных умений, зрительного опыта в процессе жизнедеятельности, что обеспечивает построение полноценных зрительных образов, формирование полных и адекватных представлений у слабовидящих школьников. Именно реализация данного направления как ведущего в процессе работы со слабовидящими детьми обеспечивает постепенное повышение качества зрительного восприятия, развитие и совершенствование, как его свойств, так и ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую функции зрительной системы.

Кроме того, в процессе реализации дифференцированного подхода педагог должен иметь в виду, что эффективность работы по развитию зрительного восприятия у данной группы детей во многом будет зависеть от соблюдения офтальмо - гигиенических мероприятий, направленных на:

– жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок в учебном процессе;

– выполнение комплекса охранно - гигиенических мероприятий;

– соблюдение офтальмо - гигиенических условий, актуальных для зрительной работы в соответствии с клиническими формами слабовидения;

– выполнение рекомендаций врача-офтальмолога, в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации;

– реализацию системы средств физического воспитания по укреплению склеры и мышечной системы глаз, улучшение обменных процессов, улучшению кровоснабжения (общего и местного);

– укрепление соматического и физического здоровья, поддержание психо - эмоционального тонуса детей;

– профилактику обострения хронических заболеваний;

– соблюдение режима жизнедеятельности, необходимого для слабовидящих детей;

– исключение из жизнедеятельности слабовидящих противопоказаний, определенных для данной группы детей;

– воспитание сознательного отношения к охране и развитию зрения у всех субъектов образовательного процесса;

– организацию необходимой для данного контингента предметно-пространственной среды.

Вместе с тем, в процессе организации дифференцированного подхода также необходимо иметь в виду, что в группе слабовидящих имеются дети с малой, средней и высокой степенью нарушения остроты зрения. Очевидно,

что на занятиях по развитию зрительного восприятия в качестве специфического критерия дифференциации выступает глубина зрительных нарушений. Исходя из данного критерия дифференциации формы

и приёмы работы на занятиях по развитию зрительного восприятия, степень дифференцированной помощи учащимся с низкой, средней и высокой степенью слабовидения должна быть дифференцированной. Так, например, слабовидящие учащиеся с остротой зрения от 0,09-0,05 (высокая степень слабовидения) будут испытывать в процессе выполнения зрительной работы более серьезные трудности, чем учащиеся со средней и малой степенью

слабовидения. Прежде всего, эти дети с высокой степенью слабовидения будут испытывать огромные трудности в выделении объекта восприятия, что в свою очередь, будет оказывать негативное влияние на получение и обработку зрительной информации об объектах и предметах окружающей действительности. Очевидно, что в процессе реализации дифференцированного подхода к детям с высокой степенью слабовидения, прежде всего, необходимо

формировать умение выделять стимул в малом и большом пространстве, и прослеживать движение объектов.

Кроме дифференцированного подхода на занятиях по развитию зрительного восприятия широко реализуется индивидуальный подход.

Когда речь идет об индивидуальном походе, то его организация в процессе работы с учащимися с нарушениями зрения подчиняется, прежде всего, общепедагогическому требованию: необходимость такой организации учебного процесса, которая бы учитывала индивидуальные особенности учащихся в целях создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Однако на занятиях по развитию зрительного восприятия организация индивидуального подхода в качестве обязательного условия предполагает учет таких специфических факторов, как: состояние зрительных функций, характер зрения, уровень развития зрительного восприятия, наличие на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений, клинические формы нарушения зрения, наличие других нарушений развития и т. д. В процессе реализации индивидуального подхода на занятиях по развитию зрительного восприятия педагогу необходимо, прежде всего, понять на развитие и реализацию какой функций зрительной деятельности (ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая) индивидуальные особенности психофизического развития ребенка с нарушениями зрения оказали негативное влияние.

Исходя из этого, необходимо, во-первых, обеспечить за счет использования определенных приёмов развитие той функции зрительной деятельности, которая страдает у данного конкретного ребенка, во-вторых, оказать школьникам индивидуальную помощь в процессе выполнения соответствующих заданий.

Если у учащегося наибольшие трудности возникают в процессе построения адекватного целостного зрительного образа за счет трудностей выделения стимула в малом и большом пространстве, трудности в ориентировке в пространстве, то речь идет о нарушении ориентировочно-поисковой функции. В рамках индивидуального подхода по отношению к такому ребенку необходимо, прежде всего, развивать пространственное зрение.

Если у учащегося низкий уровень овладения сенсорными эталонами, несформированность способов обследования предметов и объектов, несформированность способов получения и переработки зрительной информации, то речь идёт о нарушении информационно-познавательной функции зрительной деятельности. В рамках индивидуального подхода по отношению к такому ребенку необходимо, прежде всего, формировать сенсорные эталоны и предметные представления, развивать умения воспринимать сюжетные изображения.

Кроме того, педагогу необходимо иметь в виду, что эффективность реализации индивидуального подхода к учащемуся, имеющему в силу разных причин низкий уровень развития информационно-познавательной функции зрительной деятельности, во многом определяется подбором объектов восприятия (объектов и сюжетных изображений, соответствующих

оптико - физическим характеристикам, соответствующих его зрительным возможностям.

Если у учащегося наиболее серьезные трудности возникают в процессе зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука», то речь идет о нарушении регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности. В рамках индивидуального подхода по отношению к такому ребенку необходимо, прежде всего, обеспечить развитие сенсорного и моторного компонентов зрения и обеспечить усиление сенсомоторных связей.

Таким образом, на занятиях по развитию зрительного восприятия педагогу необходимо не только широко реализовать дифференцированный и индивидуальные подходы, но и оценивать все свои действия с тифлопедагогических позиций.

Публикации по теме:

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников на занятиях Доклад на тему: «Реализация задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста на занятиях" Социально- коммуникативное.

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Конспект индивидуального занятия «Использование сказки на занятиях по развитию двигательных навыков у ребенка ДЦП»Конспект индивидуального занятия «Использование сказки на занятиях по развитию двигательных навыков у ребенка ДЦП» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «Использование сказки на занятиях по развитию двигательных навыков у ребенка ДЦП» Автор-составитель: Дыханова.

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зренияКонспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия величины у детей с нарушением зрения Тема: «Длинные и короткие дорожки». Цель: Развитие зрительного восприятия величины (вторая младшая группа). Задачи: 1. Учить выделять величину,.

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Тайны зимнего леса»Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Тайны зимнего леса» Рунова Людмила Николаевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска».

Конспект занятия по развитию зрительного восприятияКонспект занятия по развитию зрительного восприятия Цель: развивать зрительное восприятие. Коррекционно-обучающие задачи: -продолжать учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений» «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений». Дети – это самое большое счастье для родителей. Каждые мама и папа стараются.

Консультация для воспитателей. Значение зрительного восприятия в развитии дошкольников Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических.

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия формы в старшей группе Цель: знать, называть и различать геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Задачи : -различать и называть точным словом геометрические.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов
Опубликовано: 27 марта 2017 в 21:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД