Татьяна Адасенко
Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия
дифференцированного и индивидуального подходов.
В настоящее время категория детей с нарушениями зрения представляет достаточно неоднородный по сложности и тяжести структурно - функциональных нарушений зрительной системы контингент, что обусловливает необходимость широкого внедрения на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов.
Когда речь идет о дифференцированном походе, то его организация на занятиях по развитию зрительного восприятия подчиняется, прежде всего, общим требованиям:
Публикация «Реализация на занятиях по развитию зрительного восприятия дифференцированного и индивидуального подходов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
- деление учеников класса на группы в соответствии с критерием дифференциации (успешность обучения, уровень развития мышления, речи, и др.);
- обеспечение в соответствии с возможностями и особенностями, характерными определенной группе детей, рационального характера работы на занятии за счет отбора содержания, форм, методов, темпа, объема заданий;
- усиление дифференцированной помощи определенной группе детей при выполнении одинаковых для всего класса заданий и др.
Однако, на занятиях по развитию зрительного восприятия наряду с общепедагогическими критериями дифференциации необходимо использовать специфические, обусловленные, прежде всего, степенью, характером, глубиной зрительных нарушений и клиническими формами нарушения зрения.
Важнейшим критерием дифференциации детей с нарушениями зрения выступает степень и характер зрительных нарушений.
Когда речь идет о реализации дифференцированного подхода по отношению к слабовидящим школьникам (острота зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции, то коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена не только на исправление недостатков в развитии этого психического процесса в условиях суженной сенсорной сферы, но и на предупреждение возможных вторичных отклонений в области представлений и на формирование компенсаторных способов сенсорно - перцептивной деятельности. Это достигается за счет системного и постоянного обучения детей данной группы способам зрительного обследования (в том числе и на основе компенсаторных механизмов, за счет создания условий востребованности зрительных умений, зрительного опыта в процессе жизнедеятельности, что обеспечивает построение полноценных зрительных образов, формирование полных и адекватных представлений у слабовидящих школьников. Именно реализация данного направления как ведущего в процессе работы со слабовидящими детьми обеспечивает постепенное повышение качества зрительного восприятия, развитие и совершенствование, как его свойств, так и ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую функции зрительной системы.
Кроме того, в процессе реализации дифференцированного подхода педагог должен иметь в виду, что эффективность работы по развитию зрительного восприятия у данной группы детей во многом будет зависеть от соблюдения офтальмо - гигиенических мероприятий, направленных на:
– жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок в учебном процессе;
– выполнение комплекса охранно - гигиенических мероприятий;
– соблюдение офтальмо - гигиенических условий, актуальных для зрительной работы в соответствии с клиническими формами слабовидения;
– выполнение рекомендаций врача-офтальмолога, в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации;
– реализацию системы средств физического воспитания по укреплению склеры и мышечной системы глаз, улучшение обменных процессов, улучшению кровоснабжения (общего и местного);
– укрепление соматического и физического здоровья, поддержание психо - эмоционального тонуса детей;
– профилактику обострения хронических заболеваний;
– соблюдение режима жизнедеятельности, необходимого для слабовидящих детей;
– исключение из жизнедеятельности слабовидящих противопоказаний, определенных для данной группы детей;
– воспитание сознательного отношения к охране и развитию зрения у всех субъектов образовательного процесса;
– организацию необходимой для данного контингента предметно-пространственной среды.
Вместе с тем, в процессе организации дифференцированного подхода также необходимо иметь в виду, что в группе слабовидящих имеются дети с малой, средней и высокой степенью нарушения остроты зрения. Очевидно,
что на занятиях по развитию зрительного восприятия в качестве специфического критерия дифференциации выступает глубина зрительных нарушений. Исходя из данного критерия дифференциации формы
и приёмы работы на занятиях по развитию зрительного восприятия, степень дифференцированной помощи учащимся с низкой, средней и высокой степенью слабовидения должна быть дифференцированной. Так, например, слабовидящие учащиеся с остротой зрения от 0,09-0,05 (высокая степень слабовидения) будут испытывать в процессе выполнения зрительной работы более серьезные трудности, чем учащиеся со средней и малой степенью
слабовидения. Прежде всего, эти дети с высокой степенью слабовидения будут испытывать огромные трудности в выделении объекта восприятия, что в свою очередь, будет оказывать негативное влияние на получение и обработку зрительной информации об объектах и предметах окружающей действительности. Очевидно, что в процессе реализации дифференцированного подхода к детям с высокой степенью слабовидения, прежде всего, необходимо
формировать умение выделять стимул в малом и большом пространстве, и прослеживать движение объектов.
Кроме дифференцированного подхода на занятиях по развитию зрительного восприятия широко реализуется индивидуальный подход.
Когда речь идет об индивидуальном походе, то его организация в процессе работы с учащимися с нарушениями зрения подчиняется, прежде всего, общепедагогическому требованию: необходимость такой организации учебного процесса, которая бы учитывала индивидуальные особенности учащихся в целях создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Однако на занятиях по развитию зрительного восприятия организация индивидуального подхода в качестве обязательного условия предполагает учет таких специфических факторов, как: состояние зрительных функций, характер зрения, уровень развития зрительного восприятия, наличие на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений, клинические формы нарушения зрения, наличие других нарушений развития и т. д. В процессе реализации индивидуального подхода на занятиях по развитию зрительного восприятия педагогу необходимо, прежде всего, понять на развитие и реализацию какой функций зрительной деятельности (ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая) индивидуальные особенности психофизического развития ребенка с нарушениями зрения оказали негативное влияние.
Исходя из этого, необходимо, во-первых, обеспечить за счет использования определенных приёмов развитие той функции зрительной деятельности, которая страдает у данного конкретного ребенка, во-вторых, оказать школьникам индивидуальную помощь в процессе выполнения соответствующих заданий.
Если у учащегося наибольшие трудности возникают в процессе построения адекватного целостного зрительного образа за счет трудностей выделения стимула в малом и большом пространстве, трудности в ориентировке в пространстве, то речь идет о нарушении ориентировочно-поисковой функции. В рамках индивидуального подхода по отношению к такому ребенку необходимо, прежде всего, развивать пространственное зрение.
Если у учащегося низкий уровень овладения сенсорными эталонами, несформированность способов обследования предметов и объектов, несформированность способов получения и переработки зрительной информации, то речь идёт о нарушении информационно-познавательной функции зрительной деятельности. В рамках индивидуального подхода по отношению к такому ребенку необходимо, прежде всего, формировать сенсорные эталоны и предметные представления, развивать умения воспринимать сюжетные изображения.
Кроме того, педагогу необходимо иметь в виду, что эффективность реализации индивидуального подхода к учащемуся, имеющему в силу разных причин низкий уровень развития информационно-познавательной функции зрительной деятельности, во многом определяется подбором объектов восприятия (объектов и сюжетных изображений, соответствующих
оптико - физическим характеристикам, соответствующих его зрительным возможностям.
Если у учащегося наиболее серьезные трудности возникают в процессе зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука», то речь идет о нарушении регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности. В рамках индивидуального подхода по отношению к такому ребенку необходимо, прежде всего, обеспечить развитие сенсорного и моторного компонентов зрения и обеспечить усиление сенсомоторных связей.
Таким образом, на занятиях по развитию зрительного восприятия педагогу необходимо не только широко реализовать дифференцированный и индивидуальные подходы, но и оценивать все свои действия с тифлопедагогических позиций.