Татьяна Валерьевна Садовская
Реализация поисково-исследовательского проекта «День науки» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация поисково-исследовательского проекта «День науки»
с детьми старшей группы
Актуальность:
Все привычные вещи, которые мы видим вокруг себя каждый день, появились на свет благодаря упорному труду ученых. Сейчас, даже трудно себе представить, как можно было жить, не имея бумаги, телефона, электроприборов, автотранспорта. А ведь любая вещь обязана своему появлению на свет человеку, в один прекрасный миг озаренному идеей, поверившему в нее и добившемуся ее реализации.
Публикация «Реализация поисково-исследовательского проекта „День науки“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
«День российской науки», отмечаемый 8 февраля, позволяет привлечь внимание широкого круга общественности к научному прогрессу. Нынешние дети нуждается в новых знаниях и подходе к обучению. Интернет сделал информацию доступной и повысил скорость её распространения. Лучше, учиться этому с детства. Важно формировать критическое мышление: нужно учить детей сомневаться и искать доказательства. Популяризация науки позволяет это сделать. "Дети по своей природе – исследователи, им в любом возрасте присущи любознательность, стремление экспериментировать и жажда новых впечатлений. И если взрослые создают благоприятные условия, в которых ребёнок может развиваться и изучать новое, то у него появляется шанс преуспеть в жизни. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное познавать себя и окружающий мир.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, В. В. Запорожец, Г. И. Щукина, И. Д. Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее.
Участники: педагог, воспитанники старшей группы.
Сроки реализации : краткосрочный с 1 февраля по 8 февраля
Вид: групповой, поисково-исследовательский.
Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса детей к научной, учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Образовательные. Формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах. Уточнить знание детей о деятельности ученых из разных областей знаний.
2. Развивающие. Развитие навыков планирования и самостоятельности, целеполагания, планирования, развития аналитических, прогностических, коммуникативных, исполнительских способностей. Способствовать развитию речи и логического мышления, развивайте детей через увлекательную науку.
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование:
Презентация; детские белые халаты, планшеты с маркерами для зарисовки схем, различные виды конструктора, краски, пастель, гуашь, цветные карандаши, бумага, различные кисти, трубочки для коктейля, вода, стаканчики для воды, влажные салфетки, пластиковые тарелочки, подносы, штативы, пробирки разных диаметров, сосуды со слабыми растворами бриллиантового зеленого, калия перманганата, раствора йода, пипетки, весы, емкости с различными веществами, овощи, фрукты. Все материалы безопасны для жизни и здоровья детей!
Предварительная работа:
Беседа с детьми о профессиях, о профессиях их родителей, кем хотят быть дети.
Использование демонстрационного альбома на тему «Профессии, кто что делает».
Дидактические игры: «Отгадай профессию», «Определи по предмету профессию», «Доскажи словечко», речевая игра «Назови профессию», «Кому что нужно для профессии».
Беседы с детьми на темы : «Наука», «День науки», «Профессия ученый».
Презентация «Великие умы России», использование загадок по теме.
Знакомство с понятиями «лаборатория», «вещество», «реакция», «взаимодействие» и т. д.
Знакомство с оборудованием лаборатории, наработка навыка его использования (чашка Петри, пинцет, шприц, пипетка и т. д.)
Ожидаемый результат:
возрастание интереса к поисково-исследовательской деятельности,
расширение представлений детей о свойствах неживой природы: воздухе, песке, воде;
развитие наблюдательности, любознательности;
совершенствование мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики;
обогащение словаря.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
Определение темы, проблемы и актуальности проекта
Определение целей и задач
Разработка плана мероприятий
Информирование родителей
Беседы с детьми : «День Российской науки»; «Какие механизмы и техника есть в детском саду?»; «Без муки нет науки»; «Мир освещается солнцем, а человек знанием»
Подбор материала – показ презентации «День науки - Сбор материала для книжной выставки «Хочу все знать!»
Подбор дидактических игр;
Ознакомление родителей с темой недели «Первые шаги в науку».
2 этап. Основной
В рамках данного этапа ребята каждодневно знакомились с новым экспериментом. Образовательная деятельность проходила во второй половине дня, во время нее каждый ребенок смог попробовать себя в качестве исследователя. Дети делали простейшие выводы о том, как происходит эксперимент, что влияет на его положительный исход. Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных занятий.
Организация выставки книг о науке и технике «Хочу все знать!». Ознакомление детей с литературой.
Работа творческой мастерской, где дети смогли нарисовать и сконструировать свои изобретения - Подбор речевого материала (загадок, стихов, физ. минуток, пальчиковых игр, фольклора)
Подбор и чтение книг. А. Пушкин «О, сколько нам открытий чудных», М. Львовский «Пришел технический прогресс», Чтение рассказа Н. Носова «На горке», А. Городницкий «Гимн математике»
Применение дидактических игр: «Где, что можно делать?» (активизировать в речи глаголы, употребляемые в определенной ситуации, «Кому, что нужно?» (развитие грамматического строя речи, словарного запаса, «Найди подходящую башню Lego» (развитие внимания, мышления)
Конструкторское бюро. Где дети смогли создать из конструктора (на выбор) свое изобретение и презентовать его.
Привлечение к текущему проекту родителей, по средствам чатов и объявлений. Консультаций для родителей: «Нужна ли детям наука?», «Эксперименты дома». Вовлечение родителей в работу ДОУ с просьбой предоставить материал для экспериментальной деятельности, на время проекта.
3 этап. Заключительный
- создание своих изобретений из любого материала (Конструкторское бюро, презентация своего изобретения.
- Выставка работ.
- Подведение итогов.
План работы
День недели Содержание
«День роботов» Социально-коммуникативное развитие Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Игра – забава «Два Мороза» Беседа: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». «Что мы видели по дороге в детский сад?» (обмен информацией)
Сюжетно-ролевая игра «Магазин материалов и инструментов» Познавательное развитие
Просмотр презентации «Роботы»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Двигатель прогресса»
Речевое развитие Загадки по теме «Техника», «Инструменты» Знакомство с выставкой книг «Хочу все знать» Чтение М. Львовский «Пришел технический прогресс» Речевая игра «Что спрятал робот (игры с фонариком)» Художественно-эстетическое развитие Изготовление роботов из подручных материалов Физическое развитие Пальчиковая игра «Робот»
«День воды» Социально-коммуникативное развитие Дидактическая игра «Поймай рыбку» Эстафета «Построим мост» Беседа «Почему вода-царица?» Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
Познавательное развитие
Рассматривание макета: «Круговорот воды в природе»
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Все о воде»,
Эксперименты с водой: музыкальные стаканы, шагающая вода, не протекающая бумага Речевое развитие Загадки по теме «Вода» Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Интерактивная логопедическая игра «Какой идет дождь?» Художественно-эстетическое развитие Раскраски «Круговорот воды в природе»
Физическое развитие.
Пальчиковая игра «Ты вода-водица»
«День электричества» Социально-коммуникативное развитие
Дидактическая игра «Собери картинку»
Знакомство с плакатом «Правила безопасного поведения во время грозы»
Беседа «Что такое статическое электричество?»
Познавательное развитие
Просмотр презентации «Природные явления»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Откуда берется молния»
Эксперименты со статическим электричеством (шерсть и шарик) : прикрепляли воздушные шарики к стене, потерев тряпочкой, искали электричество в шерстяных вещах.
Речевое развитие Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Люблю грозу вначале мая…» Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Зонтик» Физическое развитие Пальчиковая игра «Капли первые упали…»
«День магнита» Социально-коммуникативное развитие Дидактическая игра «Мешочек ощущений» Беседа «Что такое магниты», «Какие механизмы и техника есть в детском саду?»
Игра с магнитным конструктором
Познавательное развитие
Игры с удочкой и магнитом Эксперименты с магнитом «Все ли притягивает магнит»
Речевое развитие Чтение А. Усачев «Синхрофазотрон» Игра с магнитной азбукой «Я знаю много букв» Художественно-эстетическое развитие
Рисование с помощью магнита
«День Российской науки» Социально коммуникативное развитие
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Беседа «День Российской науки»
Познавательное развитие
Просмотр презентации: «День Науки»
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Пин Код»
Результат:
Вырос интереса к поисково-исследовательской деятельности, расширилось представление детей о свойствах неживой природы: воздухе, песке, воде. Дети стали более наблюдательными, любознательными; ребята высказывают свои мысли вслух, рассуждают. В речи детей появились новые слова: «наука», «эксперименты», «научные сотрудники» и т. д. Дети без труда связано и последовательно отвечают на вопросы, делают выводы и аргументируют ответы.
Литература:
Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 31.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет. Е. А Мартынова, И. М Сучкова. Учитель 2012.
Никишина Е. Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций // Ребёнок в детском саду, 2012. — № 3
Рыжова Н. А. Волшебница — вода. — М. : Линка-Пресс, 1997.
Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997. — № 2.
Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб: ООО «Издательство детство — пресс», 2010.
Братухина, А. И. Детское экспериментирование как огромный развивающий потенциал развития ребенка / А. И. Братухина, О. В. Фалалеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 20-23. — URL : https://moluch.ru/archive/247/56800/ ( дата обращения: 10.02.2024).