Елена Лаврухина
Реализация программно-методического комплекса «Наш дом Южный Урал» в образовательном процессе старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Е. Б. Лаврухина
Воспитатель
Реализация программно-методического комплекса " Наш дом Южный Урал" в образовательном процессе старшей группы детского сада
Дошкольный возраст как самобытный и самоценный период имеет потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств[ 1:4].В ходе образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении мы постепенно формируем в ребенке основы ценностного отношения к окружающему миру, формируем нравственные чувства, в том числе и патриотизма, повышаем уровень этического, гражданско-патриотического, культурно эстетического развития. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, своим близким, и гордость за людей труда и искусства, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание приобщиться к истокам своей культуры и своему краю[ 4:15].
Публикация «Реализация программно-методического комплекса „Наш дом Южный Урал“ в образовательном процессе старшей группы детского сада» размещена в разделах
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2018
Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа, на наш взгляд, обусловлено доступностью для освоения ребенком дошкольником особенностей региональной культуры[ 5:5]. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, культурных и других условий способствует формированию у детей мировоззрения[ 2: 10].
Мы живем в богатейшем крае идолжны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит гордое имя - Южный Урал. Реализация программнометодического комплекса «Наш дом – Южный Урал» помогает дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности[ 3:18].Данная программа содержательно раскрыла нам один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала [4 :7]. Программа «Наш дом – Южный Урал» является частью формируемой участниками образовательных отношений Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад №77» города Магнитогорска.
Целенаправленная деятельность по реализации программно методического комплекса «Наш дом – Южный Урал» осуществляется педагогическим коллективом в процессе непосредственно образовательной деятельности во всех образовательных областях, а также в совместной деятельности с детьми. Данная работа педагогов находит свое отражение в самостоятельной деятельности детей. Проведение тематической образовательной деятельности 2 раза в месяц (1 и 3 неделя, с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей старшего дошкольного возраста мы считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Реализуя программнометодический комплекс «Наш дом – Южный Урал» с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги:
• Актуализируюту детей имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала : природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Обогащают сведения о названиях природных объектов (озер, гор, рек). Уточняют, развивают знания о растительном и животном мире уральского региона;
• Расширяют познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале;
• Учат выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму, воспитывают интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизируют самостоятельное использование детьми пословиц;
• Приобщают детей к истокам национальной и региональной культуры: знакомят детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала : гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развиваем умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов;
• Расширяют представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта, воспитывают патриотические чувства к малой Родине.
В течении учебного года педагогический коллектив проводити другие мероприятия с детьмипо образовательным областям :
«Познавательное развитие» -на темы: «Красная книга Челябинской области», «Аркаим – солнечный город», «Тургояк - младший брат Байкала», «Коренные жители Урала», «Национальная башкирская, татарская, русская одежда» и другие;
«Речевое развитие» на темы: «Красоты и богатства Урала», «Многонациональный Урал», «Традиционные народные жилища на Южном Урале», пересказ сказки «Ленивый сын» и другие;
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование) на темы: «Уральские сказы»,«Башкирский национальный костюм», «Юрта» и другие; (лепка) на темы: «Уральские мастера-ювелиры», «Русская изба» и другие; (аппликация) - на темы: «Летняя башкирская деревня» «Сапожки – ичиги» и другие. Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов об Урале; рассматривание карты «Уральский регион»;рассматривание карты, определение региона Башкирии, Татарстана. Рассматривание иллюстраций, открыток «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия», «Москва». Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, памятники, места родного края, которые дети посещали с родителями). Чтение художественной литературы уральских писателей, чтение татарских, русских сказок, пословиц, поговорок, легенд;
«Социально-коммуникативное развитие» - игры по прочитанным сказкам. Разучивание стихов, песен об Урале, знакомство с фольклором Урала, прослушивание башкирских, татарских, русских мелодий, песен (при содействии музыкального руководителя). Проведение занятий – игр «Знакомство с играми бабушек и дедушек Урала», «Тимербай», Игры «Медный пень», «Грачи летят», «Юрта», «Белая кость», «Золотые ворота», русская народная игра «Два Мороза», подвижные игры «Стрелок», «Липкие пеньки», «Дедушка Мазай».
Список литературы
1. Бабунова Е. С. Обоснование принципов построения и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4.
2. Багаутдинова С. Ф., Корнилова К. В. Образовательная программа дошкольного образования : от стандарта к проектированию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №3.
3. Бажина И. А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике: Дисс. дра пед. наук. Казань, 2003.
4. Наш дом – Южный Урал : программнометодический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, 2014.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html