Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Лилия Садыкова
Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Садыкова Лилия Мухаметовна

Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Формирование самостоятельной личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, необходимо тщательно продумывать организацию различных форм изобразительной деятельности, подбирать интересные темы, ставить конкретные задачи. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка думать о том, как её можно выполнить. В Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок старшего дошкольного возраста имеет право на развитие творческих способностей. В каждом дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специальные развивающие занятия, для этого имеются педагоги, которые помогают ребенку развиваться в творческом плане. Таким образом, наличие нормативных документов, ориентированных на художественно – эстетическое развитие подтверждают актуальность выбранной темы.

Данной проблемой занимались: К. Бюлер, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Г. Кершенштейнер, Ж. Люке, К. Риччи, Дж. Селли, Г. Фолькельт, Е. А. Екжанова, В. С. Мухина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова, Е. В. Гончарова, А. М. Вербенец, Н. Н. Гусарова, Н. В. Дубровская, И. А. Лыкова, В. И. Кириенко, А. Г. Ковалева, В. С. Кузина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др. Однако, исследований, посвященных формированию самостоятельности в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста не достаточно.

Изучив теорию и практику реализации самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста мы установили, что проблема развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста разработана достаточно обширно, но применяется фрагментарно и бессистемно. В настоящее время работы по самостоятельной изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется недостаточно внимания, часть изобразительной деятельности вынесена за пределы занятий, и практикуются как совместная или самостоятельная деятельность детей, что не дает сформировать и развить у детей основных умений в изобразительной деятельности в полной мере.

В своих рисунках дети способны отображать свой двигательный опыт и представления об окружающей действительности, в этом проявляются особенности детского восприятия и мышления, само отношение ребенка к изображаемому, предметы и события, а так же впечатления и эмоции, которые они вызывают.

Изобразительная деятельность, при решении задач эстетического воспитания, имеет достаточно большое значение, так как представляет собой художественную деятельность. Изобразительная деятельность открывает для детей много возможностей не только для познания прекрасного, но и для развития эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Л. С. Выготский в своих трудах в области культурно-исторической психологии считал, что рисунок - это графическая речь, которая располагается между указательным жестом и устной речью, с одной стороны, и письменной речью – с другой. Л. С. Выготский считает, что детский рисунок является социальным знаком, а овладение рисованием можно считать одним из средств культурного развития. Так, вопрос о природе детского рисования можно отнести к более общей проблеме – развитию знаковых форм сознания ребенка.

Одним из важных направлений в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование различных изобразительных техник. Под изобразительной техникой, мы, так же как и А. М. Вербенец, Н. Н. Гусарова, Г. Н. Давыдова, Н. В. Дубровская, И. А. Лыкова и другие, понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения.

Использование нетрадиционных изобразительных техник получило широкое распространение в современном дошкольном образовании. Термин «нетрадиционные изобразительные техники» подчеркивает их отличие и противопоставление традиционно используемым в дошкольном возрасте способам создания изображения и материалам, так как предполагает применение разнообразных, не только изобразительных, материалов и средств (например, рисование декоративной косметикой, воском, соком растений и ягод, различное их сочетание, а также использование нетрадиционных способов работы с ними (выдувание из трубочки, прокатывание окрашенного предмета, набрызг из пульверизатора и другое).

В своих исследованиях И. Л. Голованова показала, что применение различных изобразительных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельностью приводят к активизации их творческих способностей.

Изобразительная деятельность является отражением окружающей действительности в виде определенных зрительных образов, которые воспринимаются с помощью чувств. Созданный образ (рисунок) может выполнять различные функции (эстетическую или познавательную, так как создается с разными целями. Цель создания рисунка обязательно оказывает влияние на характер его выполнения.

Комарова Т. С. дает определение художественно-творческим способностям — это проявление человеком художественно-творческой активности, которая направлена на создание прекрасного в различных видах деятельности, которая выражается в стремлении как можно более понятнее отобразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления.

Структура способностей к изобразительной деятельности достаточно сложное явление. В каждой отдельно взятой деятельности, свойства, которые составляют ее структуру, выполняют различную роль. Различные подходы к структуре художественно-творческих способностей (В. И. Кириенко, А. Г. Ковалева, В. С. Кузина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и другие)позволили выделить две группы способностей: способность к изображению (художественная способность, способность к художественно-творческому выражению (художественная способность). Они являются сложным сочетанием различных более частных способностей, свойств психики с конкретными операционными механизмами.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО дошкольного образования содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, в числе которых художественно-эстетическое развитие.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 01.07.95 № 677 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» в число основных задач дошкольного образовательного учреждения входит – обеспечение художественно-эстетического развития воспитанников.

По детским рисункам можно судить об уровне знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В них отражается степень обобщенности зрительных представлений, их осознанность и способность ребенка к выделению существенных признаков предметов.

Так как изобразительная деятельность является одной из самых интересных, она дает возможность детям передать то, что они видят в окружающей действительности, то, что их волнует, вызывает положительное отношение (а в некоторых случаях и отрицательное, и страх, и тогда, изображая эти явления, ребенок словно избавляется от вызванного ими страха).

Таким образом, изобразительная деятельность детей дошкольного возраста – это интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого различными способами и с использованием различного изобразительного материала создаются графические изображения, которые предают не только впечатления, полученные в жизни, но и отношения детей к изображаемому предмету.

Литература:

1. Андреева, Т. Можно ли оживить дерево? [Текст]/ Т. Андреева// Обруч. – 2010. – № 1. –134 с.

2. Ахутина, Т. В. Диагностика зрительно-вербальных функций [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 64 с.

3. Бурменская, Г. Методика Гудинаф-Харриса. Нарисуй человека [Текст]/ Г. Бурменская. – М.: УМК Психология, 2012. –166 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста Важным моментом в повседневной жизни детей являются дидактические игры, которые часто возникают по желанию самого ребенка в любой отрезок.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста». Методическая разработка воспитатель Филимонова.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Почки, листочки» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Семицветик» Конспект По изобразительной деятельности.

Развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста Отчет по самообразованию В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста «Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов.

Конспект ООД по изобразительной деятельности «Зимняя полянка» для детей дошкольного возраста 3–4 лет Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками. Задачи: - учить рисовать гуашью при помощи пальцев, наносить рисунок.

Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Природа родного края в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание образования детей дошкольного возраста предусматривает формирование у них знаний представлений об окружающем мире.

Реализация проблемно-деятельностного подхода в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Искусство
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Реализация самостоятельной изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 17:50
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки