Папки-передвижки

Реализация требований ФГОС к организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения ДОО

Ольга Карпова
Реализация требований ФГОС к организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения ДОО

Введение ФГОС изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации. В его основу включена ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление его в более взрослый период жизни. Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на лично-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.

Публикация «Реализация требований ФГОС к организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения ДОО» размещена в разделах

Т. к. развитие ребенка осуществляется только в игре, то перед нами встала задача создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, которая будет обеспечивать реализацию :

- образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, организации, территории, охраны и укрепления их здоровья;

- двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. [1,22]

«Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [2,4]

Образовательная среда нашего ДОУ, общее игровое пространство, представлено наличием необходимых помещений : музыкального зала, зала хореографии, физкультурного зала, кабинета педагога по изодеятельности, кабинета логопедов, кабинета педагога по обучению грамоте, интерактивного развивающего центра.

Организация игрового пространства каждого группового помещения в соответствии с ФГОС в нашем ДОУ осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и классификации материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности:

1. Игровая деятельность:

предметы для сюжетной игры (предметы оперирования, игрушки-персонажи, маркеры игрового пространства);

для игры с правилами (на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие).

Типы игрового материала:

«Предметы оперирования»-это игрушки имитирующие реальные предметы.

«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных.

•«Маркеры (знаки) игрового пространства»-игрушки, игровой материал указывающий на место действия, обстановку в которой оно происходит.

2. Продуктивная деятельность:

оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения.

3. Познавательно-исследовательская деятельность:

объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал.

4. Двигательная деятельность:

оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Игровое пространство групп организовано с помощью зонирования таким образом, что ребенок может выбрать зону для соответствующего вида деятельности. Такими зонами являются:

1. Зона для спокойной деятельности.

В этой зоне находятся небольшой ковер, легкие банкетки или диван - трансформер, один- два легких столика.

На собственных границах зоны расположены стеллажи, на которых находятся:

•для чтения художественной литературы — подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

•для познавательно-исследовательской деятельности — книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;

•для игровой деятельности — настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.

В этой зоне оборудованы уголки уединения, способствующие созданию условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня

2. Зона для активной деятельности

В этой эоне расположен ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся по ситуации).

На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах расположены:

•для сюжетной игры — игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;

•для продуктивной деятельности — крупные напольные конструкторы, мягкие модули, которые в группах помогают зонировать пространство в зависимости от ситуации.

С помощью мягких модулей реализуется такое требование к РППС, как полифункциональность.

3. Рабочая зона.

В этой зоне расположены легкие столы (на двоих) или общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колесиках). Рабочая зона оформлена в группах в трех вариантах : мастерская, лаборатория, уголок по изодеятельности.

На собственных границах зоны, на стеллажах расположены:

•для продуктивной деятельности — изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы;

•для познавательно-исследовательской деятельности — объекты для экспериментирования (в том числе песок — вода, оформленные в уголке экспериментирования, образно-символические и нормативно-знаковые материалы.

Организация различных пространств в групповом помещении стало реализацией такого требования ФГОС к РППС, как вариативность.

Границы между зонами (границы зон — подвижные) оформляются по-разному:

• между спокойной и активной зонами используются крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые, ширмы (до 50 см высотой, объемные напольные модули;

•между активной и рабочей зонами располагаются перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;

•между спокойной и рабочей зонами находятся перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам и пособиям обеспечивает нахождение их на уровне ребенка и хранение в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

Таким образом, организованное игровое пространство РППС как элемента образовательной среды нашего ДОУ позволяет осуществлять такие направления развития, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович. П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М. : Федеральный институт развития образования, 2014.-96с.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация требований ФГОС к организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения ДОО
Опубликовано: 8 апреля 2015 в 20:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД