МААМ-картинки

Реализация в ДОО проекта «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации»

татьяна чернышева
Реализация в ДОО проекта «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации»

Реализация в ДОО проекта «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей».

Современные дети живут в эпоху возрастающей и неизбежной технологизации общества, вследствие чего происходит изменение социального заказа общества на образование, в том числе дошкольного.

В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

Публикация «Реализация в ДОО проекта „Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации“» размещена в разделах

Сегодня важно воспитать ребенка творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы, одним словом, важно сформировать у дошкольника основы инженерного мышления.

Многие дошкольные организации на сегодняшний день внедряют в свою работу программы по конструированию и робототехнике. И наш детский сад тому не исключение.

Данное направление образовательной деятельности в нашей дошкольной организации реализуется в рамках педагогического проекта «Будущее здесь и сейчас», целью которого стало развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей.

Практическая деятельность проекта реализуется по четырем взаимосвязанным образовательным направлениям - модулям:

1. конструкторский;

2. логических блоков Дьенеша;

3. плоскостного и модульного оригами;

4. робототехники.

Основу каждого модуля составляют проекты, реализуемые педагогами нашего ОУ в рамках инновационной деятельности.

Все направления – модули могут осуществляться отдельно друг от друга, самостоятельно, решая задачи познавательного развития дошкольников по своему направлению в соответствии с возрастом воспитанников.

Но только в системе эти модули способствуют формированию предынженерного типа мышления, так как целеполагание каждого проекта отражает в себе составляющую инженерного мышления (развитие конструктивных, логических, технических способностей дошкольника, что в свою очередь и стало основной идеей проекта.

На каждом возрастном этапе становления личности ребенка решается приоритетная задача одного из направлений - модулей. Практическая же деятельность по остальным направлениям - модулям данного проекта «Будущее здесь и сейчас» не исключается, а становится дополнением к основной. Все направления - модули взаимосвязаны друг с другом, взаимодополняемы и ступенчато усложнены с учетом возрастных особенностей детей. В каждом возрастном периоде становления личности ребенка решается приоритетная задача одного из направлений - модулей. Каждое направление – модуль имеет своё целеполагание, что в целом решает цель и задачи данного проекта. Практическая деятельность по остальным направлениям - модулям данного проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» не исключается, а становится дополнением к основной.

1. Направление – модуль «модельно-конструкторский» реализуется в ДОУ на протяжении всего периода нахождения ребенка в детском саду, в процессе НООД, совместной и самостоятельной деятельности детей и планируется индивидуально в каждой возрастной группе.

Данный модуль является начальным этапом формирования предпосылок инженерного мышления. На каждом возрастном этапе детства содержание модуля усложняется и дополняется другими модулями. В возрастной группе от 2 до 3 лет модуль является основным, далее становится вспомогательным.

2. Направление - модуль «логические блоки Дьенеша» является приоритетным направлением в младшей и средней возрастной группе. Основным инструментарием реализации данного направления является дидактический материал – логические блоки Дьенеша, представляющий собой набор из 48 элементов, различающихся 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. Игровые упражнения идут с постепенным усложнением заданий.

Цель направления – модуля: формирование у дошкольников логического мышления, навыков алгоритмической культуры.

3. Направление - модуль «модульное оригами».

Модульное оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги, которые выглядят как бумажный конструктор. Складываются они из одинаковых деталей (модулей). По своей структуре модульное оригами напоминает нам инженерную конструкцию. Поэтому с точностью можно сказать о том, что модульное оригами является одним из доступных средств развития предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Данное направление – модуль реализуется в ДОУ в средней и старшей возрастной группе как главное направление деятельности. Практическая деятельность первого года направления - модуля строится на более доступной для детей технике – «плоскостное оригами». Второй год деятельности направления - модуля для детей строится на более сложной - «модульное оригами». В возрастной группе от 4 до 6 лет модуль является основным, далее становится вспомогательным.

Цель направления – модуля - формирование конструктивного стиля мышления, способствующего развитию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста.

4. Направление - модуль «робототехнический».

Направление-модуль включается в общую систему образовательного процесса в старшей и подготовительной группе. Имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста умения, эмпирический опыт позволяют организовывать с детьми практическую деятельность по роботоконструированию.

Конструирование роботов с детьми – это первая ступенька для усвоения элементарных логических действий.

Целью направления-модуля «робототехника» стало развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника посредством основ технического конструирования и робототехники.

В силу возрастных особенностей детей в направлении применяется концентрический способ распределения содержания который предполагает возвращение к изучению какого-либо знания (например, знакомство с видами деталей, игры с деталями, характер постройки, составление симметричных узоров, но на более высоком уровне в последующий период обучения.

Практическая деятельность реализуется по трем направлениям:

кодирование и декодирование информации;

конструирование;

роботоконструирование.

Продолжительность организованной совместной деятельности по всем направлениям - модулям проекта зависит от возраста детей, соблюдения режима двигательной активности и заинтересованности детей.

Для поддержания высокого уровня мотивации воспитанников используются разнообразные формы организованной совместной деятельности: квесты, экскурсии, выставки, путешествия и т. д.

В ДОО оборудовано детское конструкторское бюро «Юные инженеры». Развивающая предметно-пространственная среда, пополнена различными видами конструкторов, в том числе образовательным модулем «Техник» и робототехническим модулем ТЕХНОЛАБ.

Реализация проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» завершается в мае 2020 года. Но уже сейчас можно утверждать, что задачи, поставленные в этом проекте, успешно реализовываются и находят свое отражение в тех изменениях и нововведениях, которые происходят, а именно:

в ДОУ организована и внедряется система образовательных модулей, способствующая развитию предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста, что говорит о достижении нового качества - деятельностного типа образования;

создан и апробируется комплекс учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию проекта "Будущее начинается здесь и сейчас»;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса постоянно совершенствуется. В двух корпусах ДОУ организованы и функционируют центры «Конструкторское бюро», оснащенные, за время реализации проекта, робототехническими образовательными конструкторскими модулями. Данный факт позволяет сделать вывод об организации образовательного процесса, насыщенного «умной образовательной средой», в соответствии запроса общества и государства;

происходит постоянное совершенствование профессионального уровня педагогов, развитие их индивидуально-творческой деятельности. На сегодняшний день всеми педагогами ДОУ прослушаны программы курсов повышения квалификации;

положительная динамика прослеживается по всем параметрам педагогического мониторинга проведённого (май – июнь 2018 года). Результаты проведенного опроса и анкетирования родителей воспитанников по формированию у детей интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью, техническим творчеством в стенах детского учреждения говорит о 100% заинтересованности к данной теме, как детей, так и родителей;

первые результаты опыта по развитию технического творчества и формированию инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» уже получили общественное признание педагогическими сообществами на уровне района, города и региона

Проект «Умные фигуры – блоки Дьенеша», являющийся составляющей частью проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» стал лауреатом районного этапа городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании». Проект развития научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника посредством основ технического конструирования и робототехники «Инженеры растут из Самоделкиных», тоже являющийся составляющей частью проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» стал победитель районного этапа городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании»

- опыт работы по данному проекту был представлен мастер – классами в рамках образовательной выставки «Учебная Сибирь – 2019»

- по итогам конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь – 2019» в номинации «Современная модель образовательного процесса в ДОО» проект «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей» удостоен Серебрянной медали!

Цель данного проекта, заключавшаяся в развитии предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей, будет достигнута к маю 2019 года.

Впереди у нас еще много интересных открытий, задач, которые нам предстоит решить. Ведь как сказано в названия проекта : будущее начинается здесь и сейчас.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация в ДОО проекта «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации»
Опубликовано: 15 сентября 2020 в 14:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД