Папки-передвижки

Ребенок с диагнозом энцефалопатия в детском саду

Вильман Наталья
Ребенок с диагнозом энцефалопатия в детском саду

В последнее время все чаще в детском саду появляются дети с неврологическими расстройствами. Работа с такими детьми требует от педагогов и психологов особого внимания и навыков. Знание психологических особенностей этих малышей помогает подобрать нужные методики и техники воспитания, которые будут способствовать коррекции их девиантного поведения, помогут им успешно адаптироваться в коллективе сверстников и осваивать учебную программу.

Один из наиболее часто встречающихся диагнозов – энцефалопатия. В данной статье мы рассмотрим основные особенности этого диагноза, а также рекомендации для педагогов по работе с такими детьми.

Публикация «Ребенок с диагнозом энцефалопатия в детском саду» размещена в разделах

Для успешной педагогической и коррекционной работы с детьми, имеющими данный диагноз, важно знать основные признаки и особенности этого расстройства.

Энцефалопатия – это дистрофическое поражение мозговой ткани. Одной из основных причин данного недуга является гипоксия, то есть кислородное голодание головного мозга.

Это общее название ряда заболеваний головного мозга, которые могут проявляться неврологическими расстройствами, нарушениями в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфере ребенка. Изменяется структура мозга, что приводит к нарушениям его функций. Из-за повреждения или гибели нейронов нарушается деятельность центральной нервной системы.

Диагноз энцефалопатия в последнее время ставится детям все чаще. Последствия для ребенка при этом могут быть разными – от минимальной мозговой дисфункции и ВСД до ДЦП и эпилепсии.

Особенностью познавательной деятельности таких детей является цикличность работы головного мозга – дети могут активно и продуктивно работать от 5 до 15 минут («рабочий цикл мозга», а затем в течение нескольких минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла («релаксационная пауза»). Во время паузы внешняя деятельность ребенка автоматически продолжается, но не осознается им. В это время он отвлекается и не реагирует, не воспринимает информацию и не может впоследствии вспомнить свои действия. Он может сказать что-то грубое или обидеть кого-то, и думать, что ничего такого не говорил и не совершал. Как правило, окружающих возмущает такое поведение ребенка, это приписывается отсутствию воспитания и плохому характеру. Затем пауза заканчивается и умственная деятельность восстанавливается. Но даже во время нормальной работы мозга у данных детей имеются проблемы самоуправления, не развита или полностью отсутствует произвольность поведения, действия совершаются импульсивно и необдуманно, наблюдается повышенная тревожность и возбудимость, утомляемость. Часто, особенно у мальчиков, проявляются агрессивные формы поведения.

Проявление агрессии может быть связано со сменой привычной обстановки, с неумением переживать неудачи, особые проблемы могут появляться в ситуациях общения. Для привлечения к себе внимания со стороны взрослых ребенок также может прибегать к агрессивному и деструктивному поведению.

Детям с энцефалопатией свойственна боязнь новых, неожиданных впечатлений. Они испытывают страх, когда от них требуют самостоятельности, активности, решительности.

Основные формы энцефалопатии:

1. Эмоционально-волевые расстройства – резкая смена настроения, агрессивность и др.

2. Аффективные нарушения (немотивированные колебания настроения церебрально-органического регистра) – бурные двигательные и вегетативные реакции. В таком состоянии ребенка трудно успокоить, вывести из ситуации конфликта. Ухудшение самочувствия и работоспособности сопровождается расстройствами настроения – злобностью, замкнутостью, угрюмостью, недовольством.

3. Неврозоподобные расстройства – повышенная эмоциональная возбудимость, непостоянство настроений, могут появиться невротические нарушения – тики, заикание, энурез.

Общие проявления энцефалопатии – чрезмерная раздражительность, быстрая утомляемость, бессонница, головная боль, расстройства памяти, нарушения интеллекта, отсутствие контроля над своими эмоциями, поведением, немотивированная агрессия. Часто встречаются речевые расстройства. Присутствуют моторная неловкость, двигательное беспокойство, неумение сосредоточиться, импульсивность, негативизм. Усиление выраженности симптомов происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад.

Ребенок, испытывающий трудности в общении и обучении, постоянно выставляется на «обозрение» и «порицание» всей группы детей, т. е. регулярно переживает ситуацию стресса, неудачи. Это еще больше усугубляет положение и приводит к тому, что социально-бытовые условия ребенка на протяжении большого отрезка времени оказываются неполноценными и не способствуют его личностному становлению и развитию.

Таким детям требуется создание спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения, даже в ситуации, где проявляется их девиантное поведение. Следует избегать излишней строгости и требовательности, воздерживаться от применения мер наказания за плохое поведение или неуспехи в освоении учебной программы. Хорошо, если есть рекомендации от невролога, у которого наблюдается данный ребенок, их следует строго придерживаться и дома, и в детском саду.

Детям с диагнозом энцефалопатия необходим строгий распорядок дня, это помогает стабилизировать их нервную систему. Чрезмерная опека и отсутствие всяких правил так же вредно, как и повышенная требовательность и строгость.

Педагогу необходимо уделять повышенное внимание данному ребенку, показывать свое благожелательное отношение к нему, чтобы сгладить неровный эмоциональный фон, уменьшить проявления тревожности, страхов и агрессии. Говорить нужно размеренно и успокаивающе, без раздражения. Для детей с неврологическими нарушениями вреден переизбыток впечатлений, даже приятных, поэтому любые эмоции нужно дозировать.

Важно увидеть момент, когда ребенок начинает перевозбуждаться и постараться его отвлечь в этот момент. Например, посадив на колени и пошептав что-то успокаивающее, или вовлечь в диалог, задавая простые вопросы. При этом малышу придется задумываться над ответами и это поможет снизить эмоциональное возбуждение.

Грамотное психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников с энцефалопатией является важнейшим условием коррекции их неврологических нарушений, и, как следствие, успешной подготовки детей к школьному обучению и дальнейшей полноценной жизни в обществе.

Публикации по теме:

Макетирование в детском садуМакетирование в детском саду Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Теплица в детском садуТеплица в детском саду Наступило время посевочно, посадочных работ и конечно детский сад, не может оставить это в стороне без внимания. Мне хочется поделиться.

Год литературы в детском садуГод литературы в детском саду .

Лепбук «9 мая» в детском садуЛепбук «9 мая» в детском саду К празднику 9 мая мной был создан небольшой лейбук посвященный этой важной и святой дате! Создан он для того, чтобы было наглядное пособие.

Наш цветник в детском садуНаш цветник в детском саду Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких,.

Оригами в детском саду.Оригами в детском саду. Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации.

Скалодром в детском садуСкалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Всем известно,что самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети. Максимально защитит их от возможной беды.

Экспериментирование в детском садуЭкспериментирование в детском саду Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Образовательные задачи: 1.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ребенок с диагнозом энцефалопатия в детском саду
Опубликовано: 26 октября 2022 в 08:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД