Папки-передвижки

Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»

Анна Кругликова
Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»

Во всем мире заикается от 2 до 3% детей, и больше половины из них страдает от сочетания данного речевого нарушения с другими физиологическими расстройствами – гиперактивностью, тиками, головными болями, энурезом, снохождением и пр. Заикание – это сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в нарушениях темпа, ритма и плавности речи, что обусловлено судорожной активностью мышц речевого аппарата. Речь не отделима от коммуникации, взаимодействия с другими людьми, поэтому заикание можно рассматривать как нарушение речевого общения. При абсолютной сохранности всех органов речи заикающиеся дети в значимых ситуациях общения затрудняются свободно говорить или не могут высказаться совсем. Обычно заикание протекает волнообразно и ситуативно, и его проявления во многом зависят от условий коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что в каждом дошкольном образовательном учреждении есть такие дети. Часто возникает вопрос, как быть с ними, какую помощь обычный воспитатель может оказать заикающемуся ребенку и должен ли он эту помощь оказывать? Прежде чем ответить, попытаемся определить: а какой он – ребенок с заиканием?

Публикация «Консультация для родителей „Ребенок заикается: как быть?“» размещена в разделах

Первое, что важно сказать, ребенок с заиканием – это самый обычный ребенок. Отнести детей с заиканием к группе детей с ограниченными возможностями здоровья можно лишь условно, определяя для них особые образовательные условия в группах компенсирующей направленности. Но таких групп в дошкольном образовании России очень мало. В эти группы дети зачисляются после обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, по итогам которой оформляется заключение, и даются рекомендации по организации образовательных условий. Именно ПМПК, учитывая рекомендации разных специалистов, определяют, нуждается ли заикающийся ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольном учреждении или таковых не требуется.

Большинство заикающихся дошкольников посещают детские сады в условиях стихийной инклюзии – в группах общеобразовательной направленности. С одной стороны, дети с заиканием реально могут осваивать основную образовательную программу. Но также они должны получать специализированную помощь учителя-логопеда (а его часто в детском саду не оказывается). С другой стороны, если дети имеют выраженное заикание, то их речь может оказывать влияние на речь других детей группы – они перенимают запинки по подражанию. И такие случаи бывают, тогда родители сверстников начинают жаловаться, что их дети обнаруживают речевые запинки. Поэтому разрешение данного противоречия – проблема далеко не простая.

Нельзя не сказать еще об одном: иногда социально-психологические условия пребывания ребенка в детском саду приводят к появлению у него заикания. Причиной, а вернее, пусковым механизмом, здесь выступают либо сами условия коллективного воспитания, нарушающие благоприятное психоэмоциональное состояние детей (дезадаптация на фоне слабости защитных сил организма). Либо дидактогения – любые формы психологического насилия со стороны педагогов (угрозы, жесткие наказания, авторитаризм обучения социальным навыкам и т. п.). Но это тема отдельного разговора.

Дети с заиканием – это обычные дошкольники, имеющие возрастные психологические особенности, практически не отличающие их от сверстников. В то же время им свойственны некоторые особенности коммуникативно-речевого и игрового поведения.

Что же делать воспитателю общеразвивающей группы, если ее посещает ребенок с заиканием? Попытаемся сформулировать некоторые принципиальные позиции по этому вопросу.

Первое. Воспитатель должен собрать максимально полную информацию о том, каков стаж и причина заикания, как ребенок реагирует на ряд ситуаций затрудненного общения, получает ли ребенок коррекционную помощь за пределами детского сада (изучение педагогической и медицинской документации, анкетирование родителей, беседы с ними, беседа с ребенком). Если в данном образовательном учреждении есть учитель-логопед, воспитатель направляет к нему родителей ребенка и в дальнейшем пользуется информацией, полученной специалистом.

Второе. Воспитатель должен быть осведомлен в том, какой коррекционный речевой режим соблюдается в семье, и сам придерживается его в общении с ребенком. Речевой режим как некие «правила речи» определяет специалист, который занимается с заикающимся ребенком. К различным типам речевого режима относятся: «режим молчания» (отсутствие речи, организуется деятельность, исключающая речевое общение, «режим ограничения речи» (общение предполагает односложные ответы, «щадящий речевой режим» (речевая активность ребенка постепенно увеличивается).

Третье. Воспитатели, как и родители, должны овладеть особыми правилами речи, чтобы во взаимодействии с ребенком демонстрировать ему необходимые образцы. При введении в общение щадящего речевого режима соблюдаются правила: говорить следует спокойно, неторопливо, в замедленном темпе, четко проговаривая все гласные звуки, которые произносятся с утрированно открытым ртом, с активной работой губ и соблюдением артикуляторного уклада.

В повседневном общении воспитателю поможет знание некоторых педагогических приемов, позволяющих ребенку с заиканием ощущать поддержку :

• как можно меньше замечать запинки в речи ребенка, не произносить (и запрещать другим) слова «заикание», «заикается», «запинки»;

• не делать ребенку замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи;

• разговаривать с ребенком, соблюдая правила, неторопливо, размеренно, не задавать много вопросов;

• не обращать внимания на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания, этому же учить других детей;

• предупреждать и не допускать случаи, когда дети дразнят ребенка, обзывают, обижают его, исключают из общих игр, выражают ему свое негативное отношение;

• в процессе общения с ребенком дать ему почувствовать, что его внимательно слушают, спокойно реагируют и на то, о чем он говорит, и на то, как он говорит;

• предоставлять ребенку возможность договорить, пусть с трудом, то, что он хотел сказать, не перебивать, не торопить, поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком;

• поощрять и хвалить ребенка как можно чаще, даже если у него что-то не получается;

• на занятиях с заикающимся ребенком учитывать его интересы, поощрять самостоятельность, поддерживать его инициативу в игре;

• не требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей; принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Так как заикание – одно из самых стойких и тяжелых нарушений речи, затрагивающее и речь, и другие сферы жизнедеятельности ребенка (соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, социально-личностную, – то важно иметь в виду, что остановить дальнейшее его усугубление и прогрессирование можно при раннем выявлении и своевременном начале коррекционной психолого-педагогической помощи и тесном сотрудничестве специалистов и родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как понять, готов ли ребенок к школе?» К концу учебного года перед многими родителями встает вопрос, когда же отдать ребенка в школу с 6 лет или с 7? стоит ли «засиживаться» в.

Что делать, если ребенок плохо ест? Или как сделать еду вкусной. Консультация для родителей Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Консультация для родителей «Готов ли ребенок к школе? Как облегчить адаптацию» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?» Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш.

Консультация для родителей «Как быть здоровым душой и телом» Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: "деньги", "золото", "машины" и.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка быть терпеливым». Часто встречаясь с мамами и детьми на улице, в магазине, на детских площадках мы орущих, топающих ногами малышей. Нетерпеливый и несдержанный.

Консультация для воспитателей «Гиперактивный ребенок, как быть?» Гиперактивный ребенок — диагноз 21 века, который ставят каждому второму дошкольнику. Воспитатели, как правило, не в силах справиться с такими.

Консультация для воспитателей «Тревожный ребенок: как быть?» Что такое тревога и тревожность? Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий,.

Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?»Памятка для родителей «Гиперактивный ребенок — что делать, как быть?» Играем с гиперактивными детьми Поиграйте со своим ребенком. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и.

Почему ребенок заикается Почему ребенок заикается? Речь является одной из наиболее сложных функций мозга, слагаясь из лингвистических, когнитивных и сенсорно-моторных.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»
Опубликовано: 21 июня 2018 в 22:39
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД