Приложение МААМ

Речевая карта школьника

Надежда Францова
Речевая карта школьника
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая карта школьника.

Проблема нарушений устной и письменной речи у младших школьников является одной из наиболее актуальных в образовательной системе. Овладение навыками чтения и письма играет ключевую роль в дальнейшем обучении учащихся. Исследования, проведенные лабораториями логопедии НИИ дефектологии АПН РФ, подтверждают, что различные нарушения устной и письменной речи являются одной из наиболее распространенных причин неуспеваемости учащихся начальной школы. Эти нарушения затрудняют процесс овладения навыками чтения и грамотного письма, такие как недоразвитие процессов фонемообразования и общее недоразвитие речи.

Публикация «Речевая карта школьника» размещена в разделах

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного обучения чтению и письму, поскольку у детей недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе слова из-за нарушений слуховых дифференцировок и недоразвития языкового анализа и синтеза. Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нарушения произношения, недоразвитие фонематического слуха и лексико-грамматической стороны речи, испытывают еще большие трудности в процессе обучения. В массовой школе такие дети, только из-за своего аномального речевого развития, часто становятся неуспевающими учениками.

Таким образом, основная задача школьного логопеда состоит в своевременном выявлении и преодолении расстройств письменной речи, чтобы они не препятствовали образовательному процессу учащихся. Для правильного выявления детей с нарушениями устной и письменной речи необходимо провести точную диагностику речи младших школьников. Речевая карта, в которую заносятся результаты обследования, является важным инструментом для логопеда. С каждым годом количество детей с различными видами речевых нарушений в начальных классах школы увеличивается.

Задачи учителя-логопеда включают правильное оценивание проявлений речевой недостаточности каждого ученика, формирование логопедических групп на основе речевого обследования, проведение коррекционной работы и общее развитие речи учащихся. Определение степени тяжести речевого недоразвития является важным для правильной диагностики речевого дефекта и определения направления коррекционной работы.

Речевая карта, утвержденная приказом МО РФ, является обязательным документом и была уточнена инструктивным письмом. Однако я предлагаю речевую карту, которая основана на структуре утвержденных речевых карт, но содержит конкретные методики обследования речи. Эта модель речевой карты была мною апробирована в течение трех лет и позволяет более точно определить уровень речевого развития детей, выявить превалирующее нарушение и оценить эффективность коррекционной работы.

С помощью данной речевой карты, станет возможным:

- более точно определить уровень речевого развития детей, имеющих нарушения устной и письменной речи;

- визуально видеть отклонения в речевом развитии ребенка;

- осуществить единый подход логопедов школ к постановке речевого заключения;

- оценить эффективность результатов коррекционной работы с учащимися, посещающими логопедические занятия.

Логопедический пункт при___

___ Логопед___

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка___

Домашний адрес, телефон___ Дата рождения___

Школа___ Класс___

Дата зачисления___ Дата выпуска___

Успеваемость по русскому языку___

Данные о ходе речевого развития :

Первые слова___

Фраза___

Посещал (а) ли детский сад (речевую или массовую группу) ___

Занимался (лась) ли с логопедом в поликлинике___

Речевая среда ребенка : есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи,

поздно начавшие говорить, есть ли двуязычие___

I. Общее развитие ребенка:

зрение___

слух___

заключение психоневролога___

состояние общей и мелкой моторики___

II. Состояние артикуляционного аппарата:

строение___

подвижность___

III. Обследование звукопроизношения: (отсутствие, искажение, замена, смешение)

свистящие___

шипящие___

соноры___

Вывод:___

IV. Обследование фонематических представлений:

1. Фонематический слух.

а) воспроизведение слогового ряда:

са – за – са ко - го – хо

ла – ра – ра па – ба – та

са – ца – тя ца – са - ца ша-жа-ша то – до - то

б) выделение исследуемого звука из слов (найди звук, повторяющийся в каждом слове) :

роСа, Сок, миСка кРан, Рыба, сыР

пиЛа, стоЛ, Ландыш Жук, луЖа, ноЖницы

Осы, дОм, молокО Цапля, пинЦет, кольЦо

в) узнавание предмета:

коза – коса мишка – миска

лак – рак уточка – удочка

г) различение слов, близких по звучанию (хлопни, когда услышишь другое слово) :

тень, тень, Пень, тень, День, тень

коробок, коробок, коЛобок, коробок

Кора, кора, Пора, кора, Нора, Гора, кора

жук, жук, СуП, жук, Лук, жук

д) различение звуков во фразе:

С – Ш–Саша сушит шубу.

З – Ж–У Зои желтый зонт.

Ч – Щ–Щеткой чищу я щенка.

Т – Ч–Птичка села на крылечко.

Ч – Ц–Цыпленок качается.

С – Ц–Гусеницу поймала синица.

Л – Р–Лара разбила зеркало.

Щ – С–У волка большие усищи и хвостище.

е) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом:

регулирует транспорт

железнодорожный милиционер

кораблекрушение снеговик

водопроводчик аквалангист

2. Определение количества слов в предложении:

День был теплый___ Около дома росла береза___

3. Звуковой анализ.

Определить в слове:1 звук; Последний; Гласные; Кол-во;

Последовательность

УХО___

СОВА___

ВОЛК___

СУМКА___

РЫБАК___

ТАНКИСТ___

4. Составление слова из данных звуков, слогов:

М, А, К БА, НЯ УТ, РО

С, Т, О, Л, РА, МА ОК, НО

5. Образование нового слова, заменив в данных словах указанные буквы:

БОК (А, У, Ы)___

МАК (Р, Л, К)___

БОЧКА (Т, Д, К, П, М)___

Вывод:___

V.Общая характеристика речи.

Лексика.

1. Количественная характеристики словарного запаса:___

2. Качественная характеристика словарного запаса:___

а) Владение обобщающими словами:

Чашка, блюдце, сахарница, чайник - это___

Автобус, троллейбус, самосвал - это___

Назови мебель ___

Назови домашних животных ___

б) Назови детенышей:

у кошки у овцы у собаки у свиньи

у коровы у льва у коня у курицы

в) Подбор прилагательных к существительным:

лиса (какая)___ дом___

собака ___ солнышко___

г) Назови предмет по действию

сидит летает танцуют прыгают

лает ползет учатся строит

Что делает человек?___

Что делает кошка?___

д) Подбор синонимов:

хороший бояка лгун маг

е) Подбор антонимов:

низкий горячий грустный

узкий твердый чистый

тонкий сухой горький

Грамматический строй.

1. Типы употребляемых предложений___

2. Самостоятельные высказывания___

3. Повторение предложений.

Птичка свила гнездо.

В саду было много красных яблок.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

4. Исправление предложений:

Собака вышла в будку___

По морю плывут корабль___

Дом нарисовала мальчик___

5. Составление предложений по опорным словам:

Мальчик, открыть, дверь___

Сидеть, синичка, ветка, на___

Груша, внучка, бабушка, давать___

6. Употребление предлогов:

в на за перед

под над из-за из-под

1. Образование множественного числа существительных

именительного падежа (стол-столы, родительного падежа (стол-столов)

ухо___

дверь___

окно___

воробей___

ведро___

яблоко___

2. Согласование числительных с существительными:

Сколько? 1 дом 2 5 7

1 береза 2 5 7

1 окно 2 5 7

Какой по счету?

3. Словообразование:

а) образование относительных прилагательных от существительных:

стол из дерева кисель из клюква

шляпа из соломы салат из моркови

горка изо льда суп из грибов

шляпа из меха шишка ели

б) образование качественных прилагательных от существительных:

Если днем жара - то день жаркий.

мороз снег дождь

солнце ветер туман

в) образование притяжательных прилагательных от существительных:

у собаки лапа – собачья, а у льва - ружье охотника

у кошки - медведя - портфель школьника

у волка - зайца - форма милиционера

г) образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

мяч ящик кукла окно

бант дерево кошка снег

Связная речь.

1. Рассказ по серии сюжетных картинок___

2. Рассказ со скрытым смыслом.

Маленький Саша утром проснулся невеселый.

Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла. Запомни и повтори рассказ.

Почему Саша проснулся невеселый? Какая погода была на улице?

3. Темп___

4. Внятность речи___

V. Обследование письма.

Наличие и характер специфических ошибок. (Письменные работы прилагаются)___

VI. Обследование чтения. (Нужное подчеркнуть)

1. Знание букв: знает все, некоторые, не знает.

2. Техника чтение: а) темп: медленно, быстро;

б) уровень овладения: по буквам, по слогам, словами.

3. Понимание прочитанного: понимает, нет, с трудом.

4. Ошибки при чтении.

VII. Проявление заикания___

X. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений.

___

Устойчивость внимания___

Работоспособность___

Наблюдательность___

Отношение к дефекту___

XI. Логопедическое заключение___

XII. Результаты исправления речи

(Отмечаются в карте в конце каждого года обучения)

___

Дата выпуска Подпись логопеда

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота»Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Дидактическая речевая игра «Засели домики Лунтика и Робота» Образовательная область: речевое развитие Для детей 5-6 лет В комплекте: 2 домика.

Дидактическое пособие «Речевая пирамида»Дидактическое пособие «Речевая пирамида» Паспорт дидактического пособия «Речевая Пирамида» Наименование ДОУ: МБДОУ детский сад №12 «Рябинка» г. Топки Кемеровской области. Ф.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня»Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня» Годы дошкольного детства быстро пролетели. Окончен детский сад и совсем скоро ребята пойдут в школу. И тут в их жизни появляются новые.

Напольная игра «Речевая карусель»Напольная игра «Речевая карусель» Цель: совершенствовать умение составлять описательный рассказ о предмете, используя технологию ТРИЗ. Упражнять в умении правильно строить.

Познавательно-речевая викторина ко Дню защитника Отечества (подготовительная группа)Познавательно-речевая викторина ко Дню защитника Отечества (подготовительная группа) Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о празднике День Защитника Отечества. Задачи: - Формирование духовно-нравственного отношения.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая карта школьника
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 17:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая карта школьника» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Францова (УИ 3371765) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД