МААМ-картинки

Речевой материал для исследования интонационной стороны речи у детей

Елена Тимофеева
Речевой материал для исследования интонационной стороны речи у детей

Речевой материал для исследования интонационной стороны речи у детей

Речь — это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

Публикация «Речевой материал для исследования интонационной стороны речи у детей» размещена в разделах

Основная цель речевого развития — это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

На сегодняшний день, проблема речевого развития у детей носит актуальный характер. С каждым годом процент дошкольников, имеющих различные речевые нарушения, становится всё выше. Поэтому развитие речи является неотъемлемой частью во всестороннем развитии ребёнка.

Устная речь является основной формой коммуникации и представляет собой сочетание слушания и говорения. Для разговорной речи интонация – это форма существования. Интонация, являясь одной из составляющих звуковой стороны языка, наиболее близка к смысловой стороне. Поэтому существование речи без интонации- невозможно. Отсутствие интонации не позволит полноценно воспринимать речь, будет утерян или неверно понят её смысл.

Речь играет огромную роль в реализации общения. Интонационная оформленность речи обеспечивает лёгкость, быстроту общения, эффективность, способствует лучшей передаче мыслей и чувств.

Речевой материал:

МЕЛОДИКА

Игра «Помоги Маше одеться»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации.

Материал. Карточки с изображением девочки в осенней (зимней) одежды. Описание. Ребенку предлагается ответить на вопросы: Какую одежду наденет Маша? Что Маша наденет на руки? Какой головной убор наденет Маша? Зачем Маша наденет шарф на шею? Какую одежду ты надеваешь осенью?

Игра «Назови ласково»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».

Например: «У лисы пушистый хвост».

– «У лисички пушистый хвостик» или «У лисички пушистенький хвостик».

Игра «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух.

Описание. Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается, и вниз (голос понижается)».

Упражнение «Дирижеры»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики, развивать речевой слух.

Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Упражнение «Лесенка»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант. Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант. Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.) Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

ТЕМП

Упражнение «Муха-Цокотуха»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Послушай стихи и вспомни, из какого произведения эти строки. Но жуки-червяки (в среднем темпе)

Испугалися, (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

Тараканы (в быстром темпе)

Под диваны, (в быстром темпе)

А козявочки (в быстром темпе)

Под лавочки, (в быстром темпе)

А букашки под кровать – (в быстром темпе)

Не желают воевать! (в среднем темпе)

И никто даже с места (в медленном темпе)

Не сдвинется… (в медленном темпе) (К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха») Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких – медленно? Как ты думаешь, почему? Обратить внимание ребенка на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события: быстро или медленно совершаются действия в рассказе или стихотворении.

Упражнение «На крыше»

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

Серый кот залез на крышу.

Ну а там сидели мыши. (Пробегают пальцами от коленок до макушки)

Как увидели кота,

Разбежались кто куда. (Быстро «пробегают пальцами вниз от макушки до колен)

Упражнение «Курочка и цыплята»

Цель. Учить координировать темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро – «цыплята клюют зернышки». Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп)

А за ней ребята – Желтые цыплята (быстрый темп).

Упражнение «Поехали, поехали»

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи. Описание. Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

РИТМ

Упражнение «Осенний дождь»

Цель. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур. Описание. Поздней осенью часто идет дождь. Дождь стучит по крышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуй повторить. Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и:

А. назвать количество ударов.

Б. «Прохлопать» предложенный ритм. Например: / / / / / ; / / / / ; / / / / / /.

Упражнение «Постучи в дверь»

Цель. Развитие чувства ритма.

Материал. Домик с окошком, карточки или мягкие игрушки животные. Описание. Педагог отхлопывает ритм, произнося «тук», ребенок повторяет (каждому ребенку свой ритм). Открывается окошко, в домике мышки (игрушки, картинки).

Упражнение «Послушай и повтори так же»

Цель. Развитие чувства ритма. Материал (необязателен). Картинки с животными.

Описание.

Воспитатель: Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так: / / / / / / / / / / / / (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени).

А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так: o o o o o o o o o (Тихие удары всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени).

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так: / - / - / - / - / (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши).

Игра «Охотник и зайцы»

Цель. Развитие чувства музыкального темпа и ритма.

Описание. Все дети – зайцы, воспитатель – охотник. Дети сидят на стульях, воспитатель говорит: Никого нет на лужайке, Выходите, братцы-зайки, Прыгать, кувыркаться, По снегу кататься! Зайцы выбегают, резвятся. Вдруг воспитатель хлопает в ладоши и говорит: «Охотник!» – зайцы убегают в свои норки. Тот ребенок, который спрятался последним, становится «охотником». Игра повторяется несколько раз.

Игра «Забияки-петушки»

Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента. Материал. Шапочки петухов – для каждого ребенка.

Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

Упражнение на развитие речевого ритма, силы голоса

Цель. Формирование умения пользоваться (по подражанию) силой голоса. Материал: иллюстрации

Описание. Детям показываются два рисунка. На первом рисунке изображены утки, плавающие на озере. На втором – утки, летающие высоко в небе над озером. Детям предлагается имитировать крик уток, изменяя силу голоса. Утки готовятся к полету и громко кричат, собираясь в стаю: «Кря-крякря!» Стая поднялась высоко в небо и до нас доносится тихое: «Кря-кря-кря!».

Упражнение на развитие речевого ритма, силы голоса

Цель. Формирование умений пользоваться (по подражанию) силой голоса и ритмом.

Описание. Детям предлагается имитировать капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи. Они повторяют речевой материал сначала вместе с взрослым, затем – вслед за ним.

Начинaется тихий грибной дождик

– Кап. Кап (тихо, медленно).

Кап. Кап (быстрее).

Кап-кап-кап (очень быстро).

Дождь усиливается, громко стучит по крышам:

КАП!

КАП! КАП!

КАП! КАП! КАП!

ТЕМБР

Упражнение «Громко – тихо»

Цель. Развитие силы голоса.

Описание. Сидя или стоя считать до 5 (10, с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого, представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Игра «Угадай, кто говорит»

Цель. Развитие восприятия тембра голоса.

Описание. Мама, папа и маленький брат решили поздравить Машу с днем рождения. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона, папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом, и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи. Усложнение. Предложить прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И МИМИКА

Игра «Айболит»

Цель. Развитие выразительности жестов, мимики и воображения детей. Материал. Фланелеграф

Описание. На фланелеграф вывешиваются фигурки с изображением доктора Айболита и зверей, которые пришли к нему на прием Одному из ребят предлагается исполнить роль доктора, лечащего больных животных, которых по очереди изображают другие дети при помощи мимики и выразительных движений – пантомимы. Каждый ребенок изображает животное, а остальные должны догадаться, кто перед ними.

Упражнение «Ягодка»

Цель. Развитие выразительности жестов и мимики.

Материал. Фланелеграф

Описание. На фланелеграф вывешиваются картинки с изображением ягод малины. Одна ягодка маленькая, сморщенная, бурая, другая – большая, сочная, красная.

Нужно произнести слово «малина» так, чтобы передать голосом, что одна ягода – красивая и сочная, а другая – сморщенная и нeпривлекательнaя.

- Малина! (Радостно, с восхищением).

- Малина. (Недовольным тоном). Развитие речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса

Игра «Капризное эхо»

Цель. Развитие силы голоса у детей

Описание. Если взрослый называет предмет одежды или обуви громко, то ребенок повторяет это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и тихо; если взрослый называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и тихо, то ребенок – без этого суффикса и громко.

Например:

Взрослый. Шуба.

Ребенок. Шубка.

Взрослый. Платьице.

Ребенок. Платье.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе Речевой материал для автоматизации звука [Ж] в старшей группе. Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги. Автоматизация в сочетаниях слогов:.

Речевой материал для детей по теме «Дикие животные»Речевой материал для детей по теме «Дикие животные» Уважаемые друзья и коллеги, недавно у нас в группе прошла тематическая неделя «Дикие животные». Мои малыши очень любят короткие стихи.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевой материал для исследования интонационной стороны речи у детей
Опубликовано: 22 января 2021 в 14:06
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД