Наталия Алёшина
Речевой потенциал педагога дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Алёшина Н. М.
Речевой потенциал педагога дошкольного образования.
Ключевые слова: потенциал, речевой потенциал, речевой потенциал педагога, культура и компоненты речи педагога, речевая культура.
Аннотация: В статье раскрывается специфика профессиональной речи педагога дошкольного образования как социально значимое требование. Она содержит в себе информацию о требованиях к речи педагога дошкольного образования и раскрывает основные компоненты профессиональной речи, речевой потенциал педагога дошкольного образования, средства совершенствования собственной речи.
Публикация «Речевой потенциал педагога дошкольного образования» размещена в разделах
Цель:
повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ через умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
.
Задачи:
-Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога;
-Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
-Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Проблема повышения требований к личностным и профессиональным качествам специалистов становится особо актуальной в условиях модернизации системы образования в России и требует от педагогов пересмотра содержания и качества своей профессиональной деятельности.
Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей и профессиональной культурой.
По этому, одной и главных составляющих общей и профессиональной культуры педагога, по мнению многих исследователей и меня в частности, является речевая культура.
Задуматься над данной проблемой и заняться ее исследованием в рамках нашего детского сада натолкнула меня консультационная статья Атякшевой Т. В. «Речевой потенциал педагога дошкольного образования»,прочитанная мной, во время прохождения курсов «Формирование коммуникативных компетенции педагога дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» на базе академии АСОУ.
Развитие речевой культуры педагогов дошкольного образования в наши дни выступает как социально значимое требование. Обществу необходим педагог, имеющий высокий профессиональный уровень, способный к созданию комфортного климата в учебно-воспитательном процессе, обладающий высоким уровнем речевой культуры для того, чтобы осуществлять полноценное общение с воспитанниками, коллегами и родителями.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность
В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи. Учить детей следует на лучших образцах родного языка. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Нам всем хорошо известно, что дошкольный возраст является очень важным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада является формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из таких механизмов овладения является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагогов должны быть предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматриваться в контексте повышения качества дошкольного образования.
В нашей работе необходимо также уделять особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. Исходя из этого необходимо продумывать и создавать обстановку в пределах детского сада и группы, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
Для решения проблемы повышения культуры речи выделяются следующие компоненты профессиональной речи педагога :
Компоненты профессиональной речи педагога
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
На базе нашего детского сада был проведен мониторинг «Речь современного педагога ДОУ».Входе исследования соответствии речи педагогов к предъявляемым требованиям (точность,логичность и т. д. , были выявлены следующие показатели:
Таблица №1
Требования к речи педагога
Уровни развития речевого потенциала педагога,%
Высокий
Средний
Низкий
Соответствие речи языковым нормам (правильность произношения)
35
53
12
Соответствие смыслового содержания речи и информации (точность передачи)
36
48
16
Выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли (логичность речи)
30
47
23
Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку (чистота речи)
38
52
10
Выразительность (эмоциональность)
42
51
7
Умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации (насыщенность и богатство речи)
39
52
9
Употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения
43
54
3
Правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
41
53
6
На основе этих показателей, входе диагностики речи педагогов детского сада было выявлено, что 38% педагогов д/с «Ладушки» имеют высокий уровень речевого развития; 51% - средний и 11% - низкий уровень развития речевого потенциала.
Исходя, из полученных данных можно сделать следующий вывод, что у педагогов есть речевые затруднения в ее использовании входе педагогического процесса в таких направлениях как:
содержательность (о чем и сколько говорю, что сообщаю детям);
безупречная правильность формы (как говорю);
возрастная и педагогическая направленность (умею ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагаю сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам).
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать, а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.
Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на видео, с тем, чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.
В рамках данного мониторинга я проанализировала и свою коммуникативную компетентность.
Анализируя свою речь в таких направлениях, как: содержательность (о чем и сколько говорю, что сообщаю детям);безупречная правильность формы (как говорю);возрастная и педагогическая направленность (умею ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагаю сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам).
Обнаружила, что зачастую во время обыденной деятельности я не внимательно отношусь к своей речи, используя слова паразиты, которые незаметно могут переползать в мою профессиональную деятельность.
Так же отметила, что не всегда выстраиваемые мной предложения имеют логическое и стройное завершение.
Решение данной проблемы для себя вижу в необходимости самоконтроля за речевым содержанием, повышением речевой культуры через чтение как художественной, так и методической литературы.
Проведённая работа позволила мне наметить цели и задачи развития моего речевого потенциала.
Моей целью стало: достижение высокой культуры речи меня как педагога через умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Реализация следующих задач:
содержание речи должно строго соответствовать возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
совершенствовать свое педагогическое мастерство, знакомиться с приемами, необходимыми для оказания соответствующего влияния на речь детей;
развивать умение применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.
Для успешной речевой компетенции педагогов необходимо в детском саду создавать следующие условия:
- проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических и руководящих работников и их профессионального развития;
- создание консультативной поддержки педагогов при наличии у них определенных речевых проблем;
- организационно-методическое сопровождение образовательного процесса при взаимодействия с социумом;
- материально-технического обеспечения;
- обеспечение эмоционального благополучия в коллективе
- поддержку индивидуальности и инициативы
- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях (создание условий для позитивных, доброжелательных отношений внутри коллектива).
Этому будут способствовать разные формы участия педагога в методической работе как коллективной, так и индивидуальной :
- консультации
-семинары
- семинары-практикумы
- самообразование
- взаимопосещение
Проводимые мероприятия будут одним из важнейших факторов в развитии речевой среды педагогов ДОУ.
В ходе реализации этих условий будет систематизирована литература и пополнены пособия для использования в работе воспитателей с детьми по развитию речи: словари; сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы; загадки, фразеологизмы; небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика); диалектизмами. Это необходимо для достижения более высоких результатов в развитии речи детей и правильном применении речевых норм воспитателями в организации аналогичной работу с родителями, использование индивидуального общения, наглядной пропаганды.
Я уверена, что проделанная работа по изучению речевого потенциала будет способствовать росту профессиональной коммуникативной компетенции педагогов.
Литература: 1. Атякшева Т. В. Формирование коммуникативных компетенций и компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения. Т. В. Атякшева//Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : Материалы 6 Международной научно-практической конференции. //Под общ. Редакцией Г. П. Новиковой – Ярославль – Москва: Издательство «Канцлер», 2013.-С. 544.
2. Атякшева Т. В. Проблемы педагогического общения педагога дошкольного образования. Т. В. Атякшева //Инновационная деятельность в дошкольном образовании : Материалы 7 международной научно- практической конференции. // Под общ. редакцией Г. П. Новиковой – Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2015. – С. 572.
3. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
4. Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
5. Д. Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
6. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.
7. ФГОС ДОО
Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной русский язык!