Получи документы

Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»

Ольга Стерина-Королева
Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»

Речевые

(Лексико-грамматические) игры и упражнения

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель

комбинированной группы

Стерина-Королева Ольга Николаевна

Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения“» размещена в разделах

1. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Не стоит забывать, что речь – это Высшая Психическая Функция (ВПФ, психический процесс, и её развитие зависит от ряда факторов, в том числе и от развития других, познавательных психических процессов. Поэтому игры и упражнения, на первый взгляд, развивающие тактильные ощущения или внимание, также развивают и ВПФ.

Учитывая психолингвистические представления о слове, смысловую составляющую слова, закономерности формирования лексики при нормальном речевом развитии и у дошкольников с речевой патологией формирование лексики проводится по определё нным направлениям:

• Расширение объёма словаря вместе с расширением представлений об окружающем мире, а так же формирование познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания и др.);

• Формирование семантической структуры слова (наличие в слове семантических компонентов (значений, лексико-семантических вариантов) разных видов. Каждое значение имеет несколько семантических признаков);

• Уточнение значения слов;

• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из активного в пассивный словарь;

• Организация семантических полей, лексической системы.

Речевые нарушения и признаки недоразвития речи ограничивают познавательные возможности дошкольника. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка, мотивационная сторона при выполнении заданий. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Поэтому, необходимо использовать новые методы работы, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такими методами, несущими особые коррекционные и развивающие возможности являются: игры с использованием слова педагога, проговаривание скороговорок и пословиц, разгадывание кроссвордов и шарад и др. речевых игр и упражнений.

Игры и задания подбираются с учётом уровня индивидуального речевого развития ребёнка, меняется степень их сложности, количество повторений, длительность выполнения. Проводить игры можно как визуально (с использованием карточек, так и аудиально (восприятие на слух).

В нашей презентации мы представим несколько вариантов игр, которыми мы пользуемся. Вашей задачей будет определить какие задачи, помимо развития речи, решаются в данных играх.

Основные направления в подборе игр, развивающих лексический строй :

Игры, направленные на развитие ассоциаций («На что похоже»);

Игры, направленные на развитие умения классифицировать предметные картинки по группам («Разложи по группам»);

Игры, направленные на развитие умения исключать лишний предмет из тематической группы («Найди лишний предмет»);

Игры, направленные на сравнение двух и более предметов («Назови лишнее слово»);

Игры, направленные на развитие умения находить общее в группе предметов («Разложи картинки по сходству»);

Игры, направленные на формирование умения объединять предметы в тематические группы («Назови одним словом»);

Игры, направленные на развитие умения сравнивать предметы («Найди сходство и отличия»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать слова по аналогии («Пара к паре»);

Игры, направленные на развитие умения объяснять значение слов («Для чего»);

Игры, направленные на обогащение семантических полей («Что бывает»);

Игры, направленные на развитие умения называть части предметов («Назови части»);

Игры, направленные на определение предмета по его признакам («Отгадай по описанию»);

Игры, направленные на усвоение синонимов («Найди слова – приятели»);

Игры, направленные на усвоение антонимов («Скажи наоборот»);

Игры, направленные на усвоение омонимов («У кого? У чего?»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать признаки к действиям («Как?»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать действия к предметам («Кто что умеет делать?»);

Игры, направленные на развитие умения подбирать предмет к действиям («Кто это делает?»);

Игры, направленные на составление предложений («Придумай, о чём может идти речь»).

2. Методы логопедической работы по развитию грамматики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи проводится в следующих направлениях:

• Развитие словообразования

• Работа над родственными словами

• Работа над словоизменением

Работа педагога направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования других частей речи происходит последовательно и параллельно. Начинается работа, как правило, с закрепления наиболее простых словообразовательных моделей с использованием наглядного материала.

Основные направления в подборе игр, развивающих грамматический строй:

Словообразование существительных:

Игры, направленные на развитие умения образовывать уменьшительно – ласкательные формы («Назови ласково», «Уменьши»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать слова со значением вместилища («Образуй по образцу: суп – супница»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать слова со значением единичности («Образуй по образцу: бусы – бусинка»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать название детёнышей;

Игры, направленные на развитие умения образовывать существительные, обозначающие профессии;

Словообразование глаголов:

Игры, направленные на развитие умения образовывать глаголы совершенного вида («Я делал, ты сделал»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать глаголы несовершенного вида («Я сделал, ты делаешь»);

Игры, направленные на развитие умения дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы («Чем отличаются слова?»);

Игры, направленные на развитие умения дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками («Объясни разницу» пр: входит – выходит).

Словообразование прилагательных:

Игры, направленные на развитие умения образовывать притяжательные прилагательные («Чьи хвосты?»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать качественные прилагательные («Сравни предметы»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать относительные прилагательные («Как?»).

Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов) :

Игры, направленные на развитие умения подбирать родственные слова («Подбери слова – родственники»);

Игры, направленные на развитие умения образовывать сложные слова («Придумай одно слово вместо двух»).

Работа над изолированным словоизменением, словоизменением в словосочетаниях, предложениях, связной речи:

1. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы существительных («Что в магазине»);

2. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы глаголов («Чем можно?»);

3. Игры, направленные на развитие умения образовывать и использовать формы прилагательных («Какой это предмет?»);

4. Игры, направленные на развитие умения употреблять предлоги («Что где находится?»);

5. Игры, направленные на развитие умения согласовывать части речи в роде, числе, падеже («Найди по цвету»);

6. Игры, направленные на развитие умения формировать нераспространённые предложения («Подбери действие»);

7. Игры, направленные на развитие умения формировать распространённые предложения из 3-4-ёх слов («Исправь ошибки»);

8. Игры, направленные на развитие умения формировать предложения с однородными членами («Опиши предмет»);

9. Игры, направленные на развитие умения формировать сложносочинённые предложения («Закончи предложения»);

10. Игры, направленные на развитие умения формировать сложноподчинённые предложения («Найди причину»);

11. Игры, направленные на развитие умения пересказывать простой текст («Послушай и перескажи»);

12. Игры, направленные на развитие умения пересказывать по сюжетной картине (и без опоры на неё);

13. Игры, направленные на развитие умения пересказывать по серии сюжетных картин (и без опоры на них);

14. Игры, направленные на развитие умения составлять рассказ на заданную тему.

Публикации по теме:

«Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения». Консультация для воспитателей и тифлопедагогов Упражнения и игры для формирования бинокулярного зрения. Для формирования бинокулярного зрения у детей во время обязательных занятий, лечебных.

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

«Речевые игры по дороге в детский сад». Консультация для родителей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6 "Буратино" воспитатель Середа Татьяна Петровна Содержание: Сегодня.

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» Речевые игры по дороге в детский сад (для детей старшего дошкольного возраста) Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом.

Лексико-грамматические игры «Овощи» для детей средней группы • «Большой— маленький» огурец — огурчик, помидор — помидорчик (перец, капуста, картошка, лук, горох) • «Один — много» огурец — огурцы,.

Мастер-класс «Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» .

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» Каждое утро мы отводим наших дошколят в детский садик. У одних он находится в шаговой доступности от дома, а другим приходится добирать.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Дорогие родители, каждое утро вместе с ребенком Вы совершаете путешествие.

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад» Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский.

Технологическая карта для занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лексико-грамматические упражнения» Технологическая карта Дата проведения: 2 Октября 2019г. Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речевые (Лексико-грамматические) игры и упражнения»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 09:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД