Юлия Полыгалова
Рекомендации по использованию планкарт в работе по конструированию из бумаги в технике «оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
В специальной литературе, посвященной конструированию из бумаги и оригами можно встретить понятие «планкарта». В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова можно найти толкование составных частей этого слова:
- план - заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательности;
- карта - плотный листок бумаги или картона с каким-либо текстом, изображением.
Публикация «Рекомендации по использованию планкарт в работе по конструированию из бумаги в технике „оригами“» размещена в разделах
- Конструирование. Планирование
- Консультации для родителей
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Объединяя эти понятия, можно сделать вывод, что планкарты - это листы со схематичными изображениями (см. планкарту «Голубь мира») или листы с объемными деталями поэтапного создания поделки (см. планкарты к изготовлению поделок «Лисичка» и «Бабочка») типа «оригами».
Планкарты можно использовать в работе по конструированию из бумаги как в общеразвивающей группе, так и в компенсирующей группе, в частности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование планкарт при конструировании из бумаги позволяет в процессе деятельности сформировать у детей такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникативность. У дошкольников огромный потенциал фантазии, задача педагога - удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности. Важно, чтобы последовательность изготовления игрушек из бумаги, их использование содействовали формированию у детей целостного представления о мире и развитию интегративных качеств.
Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установление атмосферы дружбы и доверия, наличие необходимых материалов и их свободное использование, оформление выставок детских работ.
Работу с планкартами можно начинать к концу старшей группы, при условии, что систематически велась работа по оригами и конструированию в средней и старшей группе.
Необходимо начинать с полуобъемных планкарт, выполненных из односторонней цветной бумаги. Если планкарты выполнены из двухсторонней цветной бумаги, то детям трудно различить изображение. Схематичную планкарту лучше использовать в конце подготовительной группы, если дети освоили чтение полуобъемных планткарт и освоили основные навыки конструирования типа «оригами». Практика работы показывает, что схематичные планкарты осваивают не все дети. В группах компенсирующей направленности (тяжелые нарушения речи) примерно 30% детей способны освоить чтение схематичных планкарт и самостоятельное изготовление поделок с их использованием.
Лучше проводить ознакомление с планкартой и обучение использованию ее при конструировании из бумаги в небольшой подгруппе (5-6 детей).
Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, показывает, что вначале дети часто испытывают затруднения при выполнении работ. Поэтому начинать работу нужно с самых простых схем, сопровождая ее и словесными указаниями и показом. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением процесса складывания можно варьировать темп работы и степень ее сложности. Важно обучить детей старшего возраста складыванию основных базовых форм, постепенно усложняя задание.
На начальном этапе планкарта должна быть одновременно у педагога и ребенка. На столе ребенка меньшего размера (печатный лист, у педагога -большего размера. В дальнейшем, когда у детей сформируются навыки чтения планкарты и навыки конструирования, можно предложить карту только детям.
Оригами с использованием планкарт можно включать в интегрированные занятия, где учитывается принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительного, слухового, осязательного, тактильно-двигательного) в процессе познания какой-либо ценности. Принцип обеспечивает прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов. Принцип развивающего эффекта предполагает обучение, развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики и умение владеть двумя руками сразу, умение работать щепотью.
Литература:
1) Афонькин С. Ю., Лежнева А. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация». С. -Пб., Кристалл, 1998г.
2) Долженко Г. И. «100 оригами». Г. Ярославль, Академия развития, 1999г.
3) Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». М., Творческий центр, 2005