Наталья Агапчева
Рекомендации учителя-логопеда по профилактике дисграфии
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит "ем ложком" (по аналогии с "режу ножом", то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т. к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного существительного. Но если ребенок говорит "ем ложкая", то это выходит за рамки. Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия? Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Публикация «Рекомендации учителя-логопеда по профилактике дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.
Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости, эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения).
Профилактические и корректирующие программы по дисграфии разрабатываются с учётом индивидуальных особенностей каждого случая.
Общие рекомендации по профилактике дисграфии :
1. Формировать звукопроизношение и уточнять артикуляцию звуков.
Для этого можно использовать артикуляционную гимнастику в стихах и сказках, дыхательные упражнения с различными атрибутами, знакомство с символами звуков.
2. Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления.
Нужно учить детей различать любые звуки речи, выделять любые звуки из состава слова, объединять звуки в слоги, слоги — в слова, определять последовательность звуков в слове и количество слогов.
3. Развивать грамматические навыки.
Важно формировать грамматический строй речи: согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, с числительными, правильно употреблять предлоги и наречия, местоимения, изменять слова в роде и числе.
3. Формировать связную речь.
Нужно учить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
4. Использовать графические упражнения.
Они направлены на формирование графических навыков, помогают развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждают развитие дисграфии.
5. Использовать дидактические игры.
Например, «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель». Такие игры помогают развить у ребёнка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
6. Не проверять ребёнка на скорость чтения, не читать больших текстов и не писать больших диктантов. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
7. Не пытаться работать с дисграфией самостоятельно, а обязательно заручиться консультацией учителя-логопеда для индивидуального обучения.
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша
помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой.
После
многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в
успехе - оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.