Решение задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе в процессе работы с конструктором «LEGO DUPLO»

Татьяна Валерьевна Олемская
Решение задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе в процессе работы с конструктором «LEGO DUPLO»

Решение задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе в процессе работы с конструктором «LEGO DUPLO»

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Это связано с решением задач речевого развития на предыдущих этапах, когда мы можем говорить о том, что:

• у детей старшей группы уже накоплен значительный запас слов;

• вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь;

• происходит активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение);

• происходит выработка осознанного отношения к речи, что является необходимым условием школьной грамоты.

Дети учатся устанавливать контакт, с удовольствием вступают в речевое общение, проявляя инициативу.

Мы продолжаем начатую в средней группе работу по развитию речи детей при помощи конструктора «LEGO».

Задачи речевого развития детей старшей группы: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; практическое освоение воспитанниками нормами речи.

Особенности организации работы с детьми и определение цели способствовали решению поставленных задач. Решение задач через получение практического опыта – цель нашей работы.

В работе мы используем гигантский набор «LEGO DUPLO» и решение поставленных задач связываем с комплексом операций, в которых задействован ребенок в процессе создания постройки. Выстраивается логическая цепочка:

• ребенок строит: задействована мелкая моторика пальцев рук;

• нервные окончания, которые расположены в подушечках пальцев, посылают сигнал в головной мозг;

• происходит активизация мыслительной деятельности.

Результат работы - развитие речевых умений и решение поставленных задач.

В работе мы использовали ситуацию «письменной речи», когда ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Это один из эффективных приёмов, предложенных заведующей лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого - педагогических проблем детства РАО, автором многочисленных методических пособий по речевому развитию дошкольников Оксаной Семёновной Ушаковой. Проговаривая высказывание, ребёнок замедляет темп речи, что позволяет ему заранее продумывать своё высказывание, подбирать наиболее точные слова, вносить исправления.

Мы начинали работу осенью, когда дети возвращались из отпусков, предложили им сделать постройки о своих летних впечатлениях и создали книгу «Это наше лето!».

Дети строили лес, Волгу, море, двор, дачу и составляли описательные рассказы по образцу, по плану, а также по нарисованной схеме. Это было начало работы в ситуации «письменной речи».

Соня Е: «Летом мы с мамой и бабушкой отдыхали у Волги. Это очень большая река. Там есть пляж и очень горячий песок. Я плавала в Волге, играла с ребятами и строила куличики из мокрого песка. А ещё мы гуляли в лесу, потому что было очень жарко, и я видела там ящерицу. Мне очень нравится летом отдыхать на пляже».

Ангелина К: «Летом я ездила в Москву и была в зоопарке. Там очень красиво. Там много зверей и ещё птицы есть. Я видела хищных птиц. Они страшные. А мне нравятся другие птицы. Там были розовые фламинго. Там ещё были павлины. Я никогда их не видела. Только в книжке видела. В энциклопедии видела. Павлин имеет очень большой хвост и очень красивые пёрышки. Я сделала павлина и хочу поехать в Москву ещё раз. И хочу, чтобы у нас тоже жили павлины».

Артём Т: «Когда было лето, я ходил на соревнования. Там плавали и прыгали с вышки. Меня записали на плавание и я тоже учусь плавать, как спортсмен. Я буду тоже прыгать с вышки, когда вырасту. В бассейне плавают зимой тоже».

Затем мы предложили детям построить разные репки и рассказать о них. В рассказах появилось словотворчество детей: «легорепка», «репка – жёлтый хвостик», «репушка» и так далее.

Дети учились придумывать название для своей репки, о которой они вместе с родителями придумали «Новую сказку о репке».

Также мы предложили образец построения диалога и стали записывать рассказы детей. Рассказ Сони Е. :

« - Здравствуй, Незнакомка! Расскажи, кто ты и куда путь держишь?

- Здравствуй, меня зовут тётушка репка. Я росла в легоогороде и выросла очень вкусная и большая - пребольшая. А иду я в детский сад к ребятам, чтобы они меня съели и были здоровыми. А ты кто?

- А я машина. Я разноцветная и ещё я быстрая. Я всем помогаю. У меня есть для этого прицеп. Садись на меня: я быстро тебя довезу!»

Мы предлагали детям работать парами: они составляли разные диалоги «Как репки познакомились», «Как встретились машина и репка» и т. д. Слово «Незнакомка» - элемент образца для составления диалога. Была организована совместная деятельность с малоактивными детьми: воспитатель - ребенок, ребенок – ребенок (активный - малоактивный). Во время работы мы наблюдали за процессом строительства, обыгрыванием построек детьми, беседовали и записывали.

Также мы читали рассказы детей родителям, предлагали им придумывать рассказы с использованием построек из конструктора «Лего» вместе с детьми в домашней обстановке. Сначала дети придумывали короткие рассказы, позже они научились придумывать сказки, лучшие из которых мы разместили в книге «Строим и рассказываем».

Конструирование и развитие речи тесно связаны. Если говорить о сравнительном анализе в решении поставленных задач по конструированию и развитию речи, то следует сказать о том, что в средней группе дети начинали строить по простейшей схеме, простые постройки по образцу, затем – разнообразные творческие постройки. Постройки в старшей группе намного сложнее. Мы объясняли детям, как расположить детали, чтобы прослеживалась цветовая и конструктивная гармония.

В средней группе к концу учебного года мы начали создавать необычные постройки (красные улицы, синие дворики, разноцветные деревья, строили Волшебный город и составляли описательные рассказы.

Проследить динамику речевого творчества можно на примере рассказов Павлика К. Рассказ о станции техобслуживания в Волшебном городе записан в средней группе.

«Я построил станцию техобслуживания в Волшебном городе. Она разноцветная, потому что её так покрасила Фея. Она поиграла с красками и покрасила всё вокруг красиво. Машины там тоже разноцветные. И бензин разноцветный. Забор тоже разноцветный. Мне нравится моя станция. Она красивая и всем нравится жить в Волшебном городе».

Рассказ о машине – трансформере Павлик придумал в старшей группе. В рассказе есть прямая речь.

«Это моя машина. Она построена из пластмассы. Она разноцветная. У неё есть на самом верху, на крыше, лодочка, чтобы плавать. Она - как трансформер – превращается в столовую. Пониже, чем крыша, находится крылечко. Это такие ступеньки, чтобы спускаться на площадку и там гулять. Там пол синий, а забор красный (чтобы видели, чтобы не упасть с высоты). У меня ещё есть домики для человечков. В этих домиках есть пол, потолок, стены и окошки. У меня ещё есть окошко – это кабина. Там сидит водитель, управляет машиной, сидит и смотрит, куда ехать. Ещё есть лестница, чтобы снимать лодку, а на площадке есть камера, чтобы снимать, что происходит. Она передаёт картинку водителю и он скажет: «Товарищ, нельзя так делать! Ты можешь упасть и разбиться!» В самом низу у моей машины есть колёса и бензобак, а бензобак жёлтый. Мне нравится моя машина, потому что она ещё умеет тушить пожар (там, где лестница, есть огнетушитель) и моя машина ещё чистит дорогу, убирает снег. Моя машина универсальная».

Ситуация «письменной речи» представлена на примере разных тем комплексно - тематического планирования. Мы записали рассказ Даши П. о машине. В нём есть слова, которые придуманы ребенком: «сделана из деталек», «поворачиватели».

«Это машина. Она сделана из деталек. Она разноцветного цвета. У моей машины есть поворачиватели, чтобы показывать, куда она поворачивает. Они жёлтого и синего цвета. Она умеет летать, ездить и делать сальто тройное. У неё есть крыша, колёса и сидения. Ещё есть комната: она синяя, там спят. Машина возит запасные шины. Мне нравится машина, которую я построила, потому что она будет для спортсменов и я хочу иметь такую машину».

В процессе работы мы даём возможность произнести слова правильно, помогаем, если ребенок не исправил речь самостоятельно или затрудняется.

Миша М придумал рассказ о доме, который он построит, когда вырастет: «Это мой дом, когда я вырасту и буду большой. Он стоит на лужайке и у него есть всё. У него есть стены. У него ещё есть окна, они белые, двери есть. У него есть комнаты. Мы там будем жить на первом этаже. А на втором этаже нет потолка, потому что там есть поляна для футбола и бассейн. Это второй этаж, чтобы отдыхать после работы и школы. Там можно играть. Там площадка для игр. Там песочница жёлтая. Там самолёт. Мой дом тоже из пластмассы, как ЛЕГО. Он мне нравится».

Аня Ю. придумала свой рассказ вместе со старшим братом Арсением. Это результат совместного семейного творчества. Ребята задумали постройку, вместе построили терем Дедушки Мороза и волшебные сани, даже вырезали снежинки, а затем Аня рассказала о постройке. Рассказ удивил и порадовал, потому что раньше ребёнок не проявлял особого интереса к конструированию.

«Это терем Дедушки Мороза и его волшебные сани. Терем сделан из цветных льдинок и в нём живёт Дедушка Мороз. Там у него есть кухня, спальня, зал и комната с подарками для детей. Дед Мороз складывает эти подарки в разные коробки и относит в волшебные сани, которые стоят во дворе. Эти сани сделаны тоже из разноцветных льдинок и умеют летать, потому что у них есть крылья и потому что подарки очень тяжёлые и кони устанут их тащить. Во дворе у Деда Мороза настоящая зима со снежинками и мне нравится играть с Дедушкой Морозом, как он живёт и ездит к ребяткам на праздник».

В процессе работы происходит совершенствование синтаксической структуры предложений. Предложения становятся более сложными, потому что ребенок, диктуя взрослому, вносит больше уточнений в свой текст.

Результат нашей работы отражен в книге «Строим и рассказываем», в которой собраны рассказы и сказки детей, записанные нами с использованием ситуации «письменной речи».

У нас есть читающие дети, которые любят читать рассказы друзей и рассматривать фотографии построек. Для родителей, посещающих сайт группы, есть электронная версия книги, которую они могут читать вместе с детьми.

Итоги работы с конструктором «Лего» показывают, что результат работы связан с главным достижением конструирования при помощи «Лего» - процессом активизации мыслительной деятельности, который происходит активно одновременно с развитием мелкой моторики рук. Этому способствует работа с детьми в ситуации «письменной речи».

Литература.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Развитие речи детей 5-7 лет. Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

LEGOeducation.ru

Публикации по теме:

Из опыта работы «Реализация образовательной области «Речевое развитие» Доклад на тему «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в группе младшего дошкольного возраста семейно-педагогического клуба.

Конспект ННОД во второй младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» с использованием пальчиковых игр Тема: По тропиночке пойдем, на полянку попадем Цель: развивать речь детей, используя пальчиковые игры; пополнить словарный запас, улучшить.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе «Мамин день» Конспект НОД по образовательной области: речевое развитие в средней группе. Тема: «Мамин день». Задачи: формировать навыки пересказа небольшого.

«Моя семья». Конспект НОД в младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Конспект НОД в младшей группе № 7 по образовательной.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» «Профессии» Задачи приоритетной области: Речевое развитие: Развивать связную монологическую речь детей Формировать умение детей.

Конспект ООД по образовательной области. «Речевое развитие» во второй группе раннего возраста Образовательная область: речевое развитие Тема: Русская народная песенка ”Петушок, петушок…” Цель: познакомить с содержанием русской народной.

НОД в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели: «Профессии». Тема: «Профессии» Приоритетное направление развития: «Речевое развитие» Цель: Формирование интереса к составлению рассказа по схеме; развитие.

Перспективное планирование по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе Сентябрь Интегрирующая тема периода Тема Литература До свидания лето, здравствуй детский сад! Осень. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи (первая младшая группа) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи. СЕНТЯБРЬ 20.09.16г Путешествие по территории участка Приучить детей участвовать.

Использование ИКТ при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» Выступление на педсовете Старостина НЛ Слайд 1 Тема: «Использование ИКТ при реализации задач образовательной области речевое развитие» Слайд.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Решение задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе в процессе работы с конструктором «LEGO DUPLO»
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 21:06
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Все мы видели на фото и видео фантастические пейзажи высохшего Аральского моря – с кораблями, ржавеющими посреди пустыни. Это яркий и самый известный нам, жителям бывшего Советского Союза, факт...

17 июня. Смотр экологических троп на МААМ

Далекие и неизведанные края манят путешественников. Особенно если эти путешественники дошкольного возраста. Педагоги знают, как поощрить увлеченность и любознательность детей, не выходя за пределы...

Фотоотчет «Наши Олимпийские игры»
По тематической неделе "Путешествие на родину Олимпийских игр" провели итоговое мероприятие "Наши Олимпийские игры! ", цель, которого: создание условий...
Фоторепортаж «Вязаные снеговики»
Как только выпадает первый снег, любимой забавой и взрослых и детей становиться лепка различных фигур и строений из снега. Во всех дворах сразу вырастают...
Мастер-класс «Маленький Свин из бросового материала»
Еще один мастер-класс по свинке, только меньших размеров. Необходимые материалы: Литровые бутыли -2 штуки ( я брала фактурные бутылки коричневого...