Приложение МААМ

Решение задач речевого развития в играх экологического содержания (из опыта работы)

Татьяна Попова
Решение задач речевого развития в играх экологического содержания (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В течение года старшая группа работала над экологическим проектом «Календарь – на год, а ума – навек».

Наряду с задачами познавательного и воспитательного характера решались и речевые задачи :

• Воспитание звуковой культуры речи;

• Обогащение словаря;

• Формирование грамматического строя речи;

Развитие связной речи.

• Все эти задачи тесно переплетаются между собой.

Публикация «Решение задач речевого развития в играх экологического содержания (из опыта работы)» размещена в разделах

Все виды речевой работы проводились в форме игр, упражнений, творческих заданий. Поделимся некоторыми из них.

При реализации задач проекта мы пользовались формами и методами народной педагогики.

Например, наблюдая с детьми, мы знакомили их с приметами, народными названиями месяцев. Это способствовало возникновению у детей желания объяснять эти названия, а также заниматься словотворчеством, то есть придумывать свои названия месяцам (июль – купальник, январь – новогодник, февраль – коротышка и другие).

Мы знакомили ребят с народными загадками, потешками, закличками, а потом вместе сочиняли свои (создали «копилки»).

Немаловажное значение имеет «психогимнастика», где ребенок представляет себя объектом природы и рассказывает о «себе». Например: «Я – Маша. Я умею превращаться в месяц январь (животное, растение и другой объект)» Далее следует описание объекта. Такое превращение можно провести, как игру «Угадай по описанию».

Важнейшим источником выразительности детской речи являются малые фольклорные формы. Мы использовали в своей работе игру «Закончи мудрое народное изречение» Например: «Красна весна цветами, а осень плодами, «Сентябрь яблоком пропах, а октябрь – капустой» и другие.

Этому предшествовали «речевые минутки» - работа над словами из пословиц и поговорок, проговаривание их в разном темпе, с разной силой голоса.

Интонационную выразительность речи развивают разные этюды. Например: «Учимся радоваться природе», где дети обращаются к природным объектам. Игра во время наблюдения : «Поздороваемся» - ребята здороваются с наблюдаемыми объектами.

Привлекли внимание детей необычные выражения – фразеологизмы. Мы предложили детям вместе с родителями придумать истории, которые бы объяснили появление этих выражений. Затем, дети поделились своим семейным творчеством. Некоторые из выражений запомнились детям и стали использоваться.

Пример: Жил был волк. Однажды у волка разыгрался хороший аппетит. Он вышел на поляну и съел целое стадо овец. У волка надулся большой-пребольшой живот. Живот лопнул, как резиновый мячик и только эхо раздалось в лесу. С тех пор прошло много времени, но до сих пор люди говорят хороший аппетит – «волчий аппетит».

Рассматривая, например, картину ранней осени, мы вместе с детьми словесно превращали ее в картину поздней осени (дидактическая игра «Скажи наоборот»).

Интересна речевая игра «Это правда или нет?». Дети находили неточности в тексте, а затем и сами придумывали небылицы и путаницы.

Во время прогулки проводилась игра «Разведчики природы». Дети получали задание выбрать любой объект на участке (травинка, цветок на клумбе, дерево, куст, муравейник и тому подобное) и рассказать о его самочувствии.

В свободное время играли в игру «Подбери цветок к настроению», где дети сравнивали свое настроение с цветком и обосновывали свой выбор.

Мы не могли без внимания оставить тот факт, что символ нашего края – березка. В результате возник мини-проект «Наша береза», цель которого – сформировать представление о растении, как о живом существе.

Дети придумывали имя березке, основываясь на признаках дерева, писали письма, сочиняли о ней загадки, истории.

Сочиняли и разыгрывали диалоги на основе парного сопоставления. Например: «Разговор березы и ели» («Дикие и домашние животные», «Оседлые и перелетные птицы» и подобное).

В группе оформлена модель «Береза и все вокруг нее». Эта модель позволяет также решать речевые задачи. Береза меняет свой облик по-сезонно. Дети дарят ей листочки, снежинки, сделанные своими руками и комплименты-пожелания, ласковые слова и другое.

В качестве закрепления полученных знаний о природном объекте, месяце, сезоне, предлагали детям игру «Рекламное агенство», где ребята придумывали рекламу природному объекту (цветку, дереву, месяцу, животному и так далее).

Читая художественную и познавательную литературу, мы не только задавали детям вопросы по содержанию, но делали и наоборот – предлагали детям самим придумать вопросы и задать их друг другу.

Показать возможности развития сюжета можно с помощью игры «Составим разные рассказы». Игра проходила следующим образом: воспитатель делила детей на три команды (по три человека) и предлагала им прослушать текст: «Вчера я была в лесу и видела там зайца. Он так меня испугался …». Первая команда детей составляла описание, какой был заяц. Вторая команда придумывала историю, что же случилось дальше с зайцем. Третьей команде предлагалось составить рассуждение, почему заяц такой пугливый и всего боится. Аналогично рассматривались и другие темы.

Развитие речи осуществляется в детском саду во всех видах познавательной деятельности, в разных формах, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности, на прогулке, на физкультурных минутках и в других видах деятельности. Речевые игры и упражнения можно проводить со всей группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально.

Литература:

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?», 2013

Г. Д. Рыженков «Народный месяцеслов», 1991

Л. И. Грехова «В союзе с природой», 2002

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста», 2003

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение задач речевого развития в играх экологического содержания (из опыта работы)
Опубликовано: 11 августа 2014 в 12:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение задач речевого развития в играх экологического содержания (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Попова (УИ 231088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД