Лучший педагог года

Ритмическая гимнастика в детском саду

татьяна галасова
Ритмическая гимнастика в детском саду

«Ритмическая гимнастика

воспитывает те невидимые

способности, которые

управляются

взаимодействием

духа и тела».

С. Волконский.

Глава 1. Введение.

За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений.

Движение – здоровье,

Движение – радость,

Движение – развитие.

Публикация «Ритмическая гимнастика в детском саду» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физической культуре. Как сделать так, чтобы встреча физической культуры с очаровательными дошкольниками состоялась, и они приняли ее каждой клеточкой организма, чтобы эта встреча была для них необходимостью и радостью?

Одним из путей развития двигательной активности детей на физкультуре является

ритмическая гимнастика.

Считаем, что именно она поможет формировать у каждого ребенка привычку к здоровому образу жизни, именно она поможет воспитывать внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность. Все это помогает подготовить детишек к обучению в школе.

Глава 2. Место ритмической гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время ритмическая гимнастика – одно из самых популярных занятий физической культуры. Она открывает огромные возможности для гармонического и психического развития личности. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается радом отечественных и зарубежных исследователей.

Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Известно, что дети 3 – 7 лет отличаются подвижностью и грациозностью, у них развита способность к выразительным движениям.

Однако, как справедливо подчёркивал М. О. Гуревич, двигательное богатство детей этого возраста проявляется лишь при свободных движениях. Если же ребенка заставляют производить точные движения, то он быстро утомляется.

В преддошкольном возрасте легче всего формируется и должна быть сформирована привычка к физической культуре. Двигательная активность должна вызывать у ребенка мышечную радость. Само название «ритмическая гимнастика» - как вид двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе те же компоненты, которые, как нельзя лучше отвечают и другим особенностям дошкольного возраста. Праздничная и театрализованная обстановка, создаваемая на занятиях с помощью яркого колорита спортивной одежды и нарядных дополнений (ленточек, гетр, повязок, а также музыкальное сопровождение способствует эстетическому развитию детей, вызывают у них эмоциональный подъём, радостное чувство.

Таким образом, под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредотачиваться в каждый конкретный момент на том, что им предлагается, делают это легко и весело, без большого напряжения. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранности, что является важными предпосылками успешной учёбы в школе. Ритмическая гимнастика развивает бодрость духа, жизнерадостность, находчивость и самостоятельность.

Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой – воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.

& 1. Значение ритмической гимнастики для всестороннего развития детей.

Занятия ритмической гимнастикой широко доступны : их можно проводить дома, в спортивном зале, на свежем воздухе.

Её можно сочетать с другими формами физической культуры – катанием на лыжах, бегом, плаванием, занятиями в тренажерном зале.

Если ритмическая гимнастика проводится в спортивном зале, то в нем предварительно делается влажная уборка и проветривание. Одежда детей – облегченная, на ногах матерчатые тапочки или махровые носки, гетры, чтобы ноги ребенка охладились. Инструктор одет в спортивную форму – так удобнее показывать упражнения, особенно из исходного положения лежа или сидя.

Каждый комплекс используется в течение 2-3 месяцев. Упражнения разучиваются на физкультурных занятиях, отдельные элементы на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр «Делай как я», «Зеркало».

Гимнастика для детей носит ярко выраженный игровой характер.

& 2. Организация занятий.

Для того чтобы грамотно и с максимальной пользой для здоровья детей составить комплексы ритмической гимнастики, необходимо помнить о возрастных особенностях детей в двигательном режиме, быстрой утомляемости одних и тех же упражнений. С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников включаются знакомые им общеразвивающие упражнения и упражнения динамического характера, такие как бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмические движения в сочетании с полуприсяданиями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец.

Большое значение при организации занятий ритмической гимнастикой имеет врачебный контроль, который обеспечивает наши медицинские работники. Они определяют диагностику физического развития и физической подготовленности детей, следят за состоянием их здоровья, за переносимостью ими нагрузки. Все это необходимо для дифференцированного подхода к занятиям ритмической гимнастики.

&3. Использование музыки на занятиях ритмической гимнастики.

Успех занятий ритмической гимнастики во многом зависит от правильного подбора музыкального сопровождения, так как музыка не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, она должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развивать координацию движений, слух, музыкальную память. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка. При этом можно использовать музыку из любимых мультфильмов, отдельные части эстрадных песен, понятных детям, а также произведения, рекомендуемые «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Слушая музыку, дети могут восстановить в памяти последовательность движений в соответствии с формой музыкального сопровождения, т. е. фразами, предложениями, периодами, частями.

& 4. Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.

Комплекс включает в себя три части:

- Вводная (5-10% от общего времени);

- Основная (80-85%)

- Заключительная(5-15 %).

В вводную часть входят, воздействующие на весь организм детей. Это упражнения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы, бега, но таких вариантов может быть не более 4. Затем следует общеразвивающее упражнение. Здесь достигается основная цель ритмической гимнастики – тренировка крупных мышц, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять движения под музыку.

В основной части следует серия упражнений различного характера, поднимание рук вверх, в стороны, упражнения для мышц или наклоны головы с пружинистыми приседаниями или ходьбой на месте без отрыва носков от пола. Выполняются эти движения из одного и того же исходного положения. Следующая серия - нагрузочная. Здесь даются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивание туловища, выпады, приседания. Эта серия проходит в быстром темпе. Особое внимание обращается на осанку детей.

Следующая серия партерная. Из исходного положения сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Эти упражнения выполняются в умеренном темпе, так как требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Эти упражнения можно взять в разделе «музыкально - ритмические движения» и «Программе обучения в детском саду». Особое внимание обращается на дыхание детей в этой серии. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление. Цель этих упражнений – обеспечить максимальный отдых детей за короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходного положения стоя, сидя. Используются также такие упражнения как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами из исходных положений: лежа на животе, стоя на коленях, Все эти упражнения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми глазами.

Музыка в этой серии тихая, мелодичная, например, «Море» из оперы «Садко», «Жаворонок» Глинки и другие, напоминающие детям что-то приятное. Можно использовать различные сопровождения: шелест листьев, шум прибоя, пение птиц, а также чтение отрывков и стихов: описание пейзажа.

При составлении комплексов нужно проявлять фантазию и творчество. Не ограничивать им названия, которые помогут детям осмыслить правильно характер движений. Кроме того комплексы можно составлять по единому содержанию или связывать с сезонами года, а именно «В осеннем парке», «На катке», «Кошкин дом».

При составлении комплексов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, условия детского сада, физическую подготовленность детей, учитывать постепенное нарастание нагрузки при проведении занятий. Некоторые комплексы могут быть использованы при проведении спортивных праздников, дней здоровья, утренников и т. д.

Общая продолжительность занятий для детей:

До 2 лет – 5-7 минут;

От 2 до 3 лет – 10 минут;

От 3 до 5 лет – 15 минут;

От 5 до 7 лет – 20 минут.

Литература

Бажева В. «Ритмическая гимнастика в детском саду» - журнал Д/в № 9, 1993 год, стр. 29.

Блудова Л. Н. «Авторская программа» - 1992,стр. 41.

Крашенинникова Г. А. «Методические рекомендации по проведению музыкально - ритмических движений с детьми дошкольного возраста», - Я., 1993.

Лисовская Т. С. «Ритмическая гимнастика в детском саду» - М., 1988, стр. 36.

«Гимнастика и танец», - М., 1988.

Шаританова И. Н., Иванова И. Н. «Занимайтесь ритмической гимнастикой» - М., 1988.

Веденеева В. «Будь молодой и грациозной», изд-во «Молодая гвардия», 1988.

Копорова Е. В. Методическое пособие по ритмике», изд-во 1963 г.

Лебедева Н. Т., Хухлаева Д. В., Лескова Г «Диагностика влияния ритмической гимнастики на состояние здоровья и физическое развитие».

Руднева «Ритмика – музыкальные движения», 1972.

Содержание

Глава 1. Введение…. 1

Глава 2. Место ритмической гимнастики в

физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста…1-2

& 1. Значение ритмической гимнастики для

всестороннего развития детей…. 3

& 2. Организация занятий…. 3

& 3. Использование музыки на занятиях ритмической гимнастики…. 4

& 4. Методика проведения занятий по ритмической гимнастике…. 5

Литература…6

Творческая работа

на тему:

«Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях»

Инструктор по

физической культуре

д/с № 112 «Родничок»

город Рыбинск

Галасова Т. И.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском садуГимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.

Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» "Урок дружбы" Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

Наш цветник в детском садуНаш цветник в детском саду Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Ритмическая разминка по Р. КиплингуРитмическая разминка по Р. Киплингу Совсем недавно я рассказывала, дорогие коллеги, о динамической паузе для занятия по математике, о которой меня попросила Вера Калужина.

Ширмы в детском садуШирмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ритмическая гимнастика в детском саду
Опубликовано: 30 января 2020 в 12:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД