Гульнара Бурылова
Ритмическая гимнастика в детском саду (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмическая гимнастика в детском саду (опыт работы
Двигательная активность человека – необходимое условие, определяющее его здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Естественная потребность ребёнка в движении является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.
Публикация «Ритмическая гимнастика в детском саду (опыт работы)» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Для гармоничного развития ребёнка формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня в дошкольном образовательном учреждении и семье. Для поднятия мышечного тонуса, создания хорошего настроения проводится утренняя гимнастика. Упражнения утренней гимнастики должны быть известны и хорошо освоены детьми, просты по структуре, координации, направлены на формирование осанки, свода стопы, включать дыхательные упражнения и подскоки.
Основные требования к проведению утренней гимнастики :
- место проведения – музыкальный или физкультурный зал, групповая комната;
- рациональное использование помещения;
- надлежащая одежда и обувь;
- организация утренней гимнастики (своевременное начало и окончание, продолжительность гимнастики в целом и каждого упражнения, дозировка и темп выполнения упражнений, приёмы регулирования дыхания и т. д.);
- соответствие упражнений (а также их сочетаний, последовательности выполнения, методики проведения) оздоровительным задачам, возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности;
- реализация воспитательно-образовательных задач;
- качество выполнения упражнений, предупреждение и исправление ошибок;
- хорошее самочувствие, настроение и поведение детей;
- уровень педагогического мастерства воспитателя: качество показа упражнений (с учётом возрастных особенностей детей); объяснения, указания, команды, распоряжения; умение видеть всех детей, осуществлять контроль за их самочувствием, поведением и настроением; владение голосом, культура речи, соблюдение педагогического такта, доброжелательный тон, общение с детьми; характер ведения гимнастики (уверенно, неуверенно); настроение педагога;
- выполнение упражнений под хорошо подобранную музыку.
Музыка - это ключ к душе человека, исключительное средство психофизиологического воздействия. Она воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. «В соответствии с характером музыкального произведения (бодрый, энергичный, плавный, спокойный, движения детей приобретают различный характер. Музыка может содействовать большой амплитуде движений или, наоборот, вызывает их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.
Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, так как они способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и музыкальности, координации движений. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, она способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности; движения становятся более совершенными. Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей: логического мышления, овладения языком и речью. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.
Необходимо с раннего детства приобщать ребенка к музыке через активные формы её постижения и такой является ритмическая деятельность.
Музыкально-ритмическая деятельность дошкольника способна выступить:
- детерминантой раскрытия и развития природных характеристик ребенка дошкольника: потребности движения, фантазии, общения, познания, понимания, сострадания, что являются значимым условием становлении личности;
- насущной необходимостью в плане постижения основных этических категорий, приобретения позитивного опыта межличностной коммуникации и других необходимых навыков и умений, необходимых ему для существования в этом сложном мире;
- эффективным способом телесно-чувственного постижения сути музыкального искусства, формирующим представление о системе общечеловеческих ценностей.
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду предполагает использование в работе с дошкольниками разных видов утренней гимнастики (традиционная, игровая, сюжетная и т. д.). Среди данных видов выделяется ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, преимущественно поточным способом и направленные на формирование у детей координации движений, оформленные танцевальными движениями; разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствующие совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей; способ получения представления о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для детей новым и необычным; своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско; одна из форм организации музыкальной деятельности, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры дошкольников; прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д., но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие; одно из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой.
Ритмическая гимнастика известна также как аэробика, т. е. гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Вопросами ритмической гимнастики занимались такие учёные, как Жорж Демени, А. Дюпперон и др. А в наше время это Т. П. Мануйлова, С. Б. Шарманова, Н. В. Денисенко, Ю. П. Денисенко и др.
Швейцарский педагог и композитор XX века Э. Ж. Далькроз впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, пластики и выразительности движений. Сущность его метода заключается в сочетании ритма, музыки и движения. Э. Ж. Далькроз считал, что целью ритмической гимнастики является совершенствование силы, гибкости, а также способности мышц к сокращению и расслаблению, чего можно достичь благодаря музыке, поскольку она определяет точность движений и скорость их выполнения. «Для этого нужно,— писал Далькроз,— чтобы мышцы и нервная система были приучены к воспроизведению всякого ритмического движения, чтобы ухо было способно правильно воспринимать музыку, дающую импульс этому движению». Иными словами, необходимо развить две взаимосвязанные способности: первая — восприятие музыки с помощью движений, элементов пластики, а вторая — выражение движений тела с помощью музыкального произведения (импровизация).
В данном учебном издании разработана система использования физических упражнений, направленная на формирование у дошкольников правильных двигательных умений и навыков, на расширение кругозора. Представлено 12 комплексов ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением, что облегчает педагогам-практикам проведение работы с детьми.
Музыкальный материал к комплексам составлен из детских популярных песен в современной обработке, классической и народной музыки.
При подборе музыкальных композиций нами учитывалось следующее:
- возраст детей;
- уровень общей и физической подготовленности детей;
- тематика, образность занятия;
- воспитательный момент;
- характер каждого упражнения;
- стилевое единство музыкальных отрывков, произведений или фрагментов;
- общность содержания музыки.
Все упражнения имеют интересные образные названия, такие, как «кит», «цапля», «часы», «карусели», благодаря которым дети могут на время перевоплотиться в кого-то или во что-то, способствуют развитию наблюдательности: как ходит кошка, козленок; как движется поезд, крутится карусель. Дети узнают новое для себя: что такое спутники планет, дирижёр и т. д.
Выполняя некоторые упражнения, дети с удовольствием произносят слоги, которые дополняют образ. Например, выполняя упражнение «самовар», дети говорят «пых-пых»; упражнение «насос» – «с-с-с»; «часики» – «тик-так»; «паровоз» – «чух-чух» и т. д.
Каждый комплекс предваряется четверостишиями о пользе гимнастики, физкультуры и спорта. Выполнив ритмическую гимнастику, педагог произносит первую строчку четверостишия, а дети – вторую. Педагог – третью, дети – четвёртую.
Основные упражнения иллюстрированы, что значительно облегчает педагогу понять технику их выполнения. Усвоение техники выполнения движений детьми происходит на занятиях утренней гимнастики, на физкультурных занятиях. орошрузыка усиливает образобраз. Также ывками, педагог успевает произнести название следующего упражнения. название 2121212121212121212121. тся 3-4 раза (10-15) упражнений. Поэтому каждое упражнениех смена21212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121212121Каждый новый комплекс ритмической гимнастики разучивается на физкультурном занятии без музыкального сопровождения. Педагог объясняет, как правильно выполняются упражнения, и показывает сам. Если по каким-либо причинам педагог не может показать какое-то упражнение, то он должен чётко и доступно объяснить его, а также может взять себе в помощники самого сообразительного и спортивного ребёнка. Первую неделю педагог выполняет комплекс вместе с детьми. В начале второй недели педагог не выполняет, а только называет упражнение. И на заключительном этапе весь комплекс дети выполняют самостоятельно, ориентируясь по музыке. Если усвоение какого-то комплекса затягивается, то его можно выполнять не две недели, а - три. По продолжительности каждый комплекс занимает 7 – 7,5 минут. Дети старшего дошкольного возраста с лёгкостью и играючи справляются со всеми предлагаемыми упражнениями, танцевальными движениями, которые включены во все комплексы, улыбки не сходят с их лиц, они получают большой эмоциональный заряд. А если сложные упражнения исключить или упростить, то и дети 3, 4 лет с удовольствием будут выполнять их.
Используя эти занимательные комплексы, можно легко заинтересовать детей и сделать утреннюю гимнастику любимым занятием.
Комплекс № 1
Если делаем зарядку –
Значит, будет все в порядке.
* * *
В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом неразлучен –
Проживешь сто лет!
Вот и весь секрет.
* * *
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься нужно нам.
1. Потягушки
Ходьба по кругу. Поднимаем руки через стороны вверх и одновременно поднимаемся на носочки.
2. Перекрестный шаг
3. Гусеница
И. п. : стоя на четвереньках. 1 –подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. 2 – переставить одновременно обе руки вперёд как можно дальше. Так двигается гусеница в поисках еды. Для мышц рук, ног.
4. Журавль
Ходьба с высоким подниманием выпрямленных ног.
5. Рассыпался горох
Бег врассыпную по всему залу.
6. Перестроение в колонны
7. Маятник
И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклонить голову вправо. 2 – вернуться в и. п. 3 – наклонить голову влево. 4 – и. п.
8. Кукла
И. п. : основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. 1 – правое плечо поднять вверх. 2 – и. п. 3 – левое плечо поднять вверх. 4 – и. п.
9. Ножницы
И. п. : ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. 1, 2, 3 – перекрёстные движения руками перед собой. 4 – хлопок за спиной. Эти движения выполнять, слегка пружиня.
10. Олень
И. п. : основная стойка, руки вдоль туловища. 1, 2 – поднять согнутую в колене правую ногу, руки поднять перекрёстно вверх, пальцы развести. 3, 4 – и. п. То же с левой ноги.
11. Матрёшка
И. п. : основная стойка, руки «полочкой» перед грудью. 1 – шаг правой ногой вправо, наклон корпуса вправо. 2 – выпрямиться, приставив левую ногу к правой. То же в левую сторону.
12. Барабанщик.
И. п. : основная стойка, руки внизу. 1 – хлопок над головой. 2 – по бёдрам. 3 – по коленям. 4 – по стопам.
13. Замок
И. п. : ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. 1 – выполнить полуприседание, руки согнуть в локтях, пальцы рук сцепить в «замок» за спиной. 2 – выпрямиться, руки расцепить, левую поднять вверх, правую опустить вниз.
14. Батыр
И. п. : основная стойка, руки за спиной. 1, 2, 3, 4 – развернувшись вправо, выполнить тройной притоп. 5, 6, 7, 8 – выполнить тройной притоп, развернувшись влево.
15. Буратино
И. п. : сидя на полу, ноги врозь, руки на коленях. 1 – наклонить корпус влево, согнуть в колене правую ногу. 2 – и. п. 3 – наклонить корпус вправо, согнуть в колене левую ногу. 4 – и. п.
16. Неваляшка
И. п. : сидя на полу, стопы ног вместе, подтянуть к себе, руки на коленях. 1 – перекат вправо. 2 – и. п. 3 – перекат влево. 4 – и. п.
17. Велосипедист
И. п. : лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Имитировать езду на велосипеде: по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях и в тазобедренных суставах.
18. Комочек
И. п. : лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. 1, 2, 3, 4 – колени подтянуть к животу, обхватить руками, голову прижать к коленям – сгруппироваться. 5, 6, 7, 8 – вернуться в и. п.
19. Веретено
И. п. : лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, руки вытянуты вперед. 1 – повороты голеней вправо, коснуться ими пола. 2 – вернуться в и. п. 3 – повороты голеней влево. 4 – и. п.
20. Ёжик прячется
И. п. : упор на коленях и ладонях рук. 1, 2 – сесть на пятки, голову опустить вниз. 3, 4 – вернуться в и. п., прогнуться в пояснице.
21. Прыжки с короткой скакалкой
И. п. : основная стойка, руки отведены в стороны и согнуты в локтях. Представьте, что у вас в руках скакалка. Выполняйте руками характерные движения, прыгая то на правой ноге, то на левой, то на обеих ногах (по 5 – 6 прыжков).
22. Вдох – выдох
23. Марш. Выход из зала.
ЛИТЕРАТУРА
Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М. : Просвещение,1992.
Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М, Марченко Т. И, Пронина Е. И. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. – М. : Аркти, 2001.
Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. – М. :АРКТИ, 2001.
Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – М: Просвещение, 1990.
Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1983.
Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. – М. : НЦ ЭНАС, 2004.
Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001.
Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М. : Владос, 2001.
Голубева Л. Г. Пути и способы оптимизации здоровья детей 4 – 7 лет, воспитывающихся по программе «Из детства в отрочество» : Методическое пособие для воспитателей, родителей, инструкторов физкультуры. – М., 1997.
Дайлидене И. П. Поиграем, малыш: Книга для работников дошкольных учреждений. – М. : Просвещение, 1992.
Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – М. : Аркти, 2002.
Луури Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. Из опыта работы. – М: Просвещение, 1991.
Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика : теория и методика. Ростов н/ Д: Феникс, 2002.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1978.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.
Полтавцева Н. В, Гордеева Н. А, Тилькова М. Н, Рыжова О. Н. С физкультурой в ногу. Старшая группа детского сада : Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре, воспитателей и родителей, работающих по программе «Из детства в отрочество». – Тольятти: ВТИИ.
Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3 – 5 лет : 72 конспекта занятий; 9 конспектов физкультурных развлечений (ритмические танцы и состязательные игры); комплексы дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг; спортивно-дидактические и подвижные игры. – М. : ГНОМиД, 2004.
Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5 – 7 лет : Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале; конспекты дыхательной гимнастики и точечного массажа; весёлый тренинг, спортивно-дидактические и подвижные игры. – М. : ГНОМиД, 2004.
Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. – М. : Физкультура и спорт, 1991.