Лучший педагог года

Образовательная ситуация в подготовительной группе «Народный праздник Рябинник»

Галина Шапетько
Образовательная ситуация в подготовительной группе «Народный праздник Рябинник»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 г. Киренска»

Иркутская область, город Киренск,

Образовательная ситуация

подготовительная к школе группа

«Народный праздник Рябинник»

Петр - Павел – рябинники 23 сентября

Подготовила воспитатель : Шапетько Галина Борисовна

Октябрь 2021 г.

Цель:

Публикация «Образовательная ситуация в подготовительной группе „Народный праздник Рябинник“» размещена в разделах

Познакомить с народным календарным праздником — Рябинником.

Развивать познавательный интерес к конкретному объекту — дереву рябины, закрепить знания о рябине.

Воспитывать исследовательский интерес, вежливость, уважительное отношение к окружающим.

Задачи интегрируемых образовательных областей :

Познавательная:

Расширять знания и представления детей о народном календарном празднике— Рябинник., подвижных играх, обрядах, обычаях праздника.

Расширять и активизировать словарь: Рябинник, оберег.

Продолжать знакомить с народными приметами. Учить: - делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; - наблюдать за растением рябина

Воспитывать любовь к культуре родного края, доброе отношение к природе.

Социально-коммуникативное развитие.

Продолжать учить детей высказывать свою точку зрения.

Закрепить правила безопасного поведения во время проведения продуктивной деятельности.

Речевое развитие

Учить детей составлять загадки с помощью схем.

Расширять и активизировать словарь: Рябинник, оберег.

Художественно- эстетическое развитие

Развивать интерес к русскому фольклору, подвижным играм.

Развивать мелкую моторику рук посредством изготовления браслета из рябины.

Предварительная работа: лепка «Ветка рябины», рассматривание ветки рябины, чтение стихов, загадок о рябине, рисование «Ветка рябины», аппликации «Осенняя рябинка».

Ход

Утреннее приветствие

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, я очень люблю праздники, а вы любите праздники?

Дети: (ответы детей)

А какие праздники вы знаете?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Да, праздники бывают старинные, новые, семейные. А я бы вас хотела познакомить с народным праздником, а называется он Рябинник. Вы знаете такой праздник?

Дети: (нет)

Воспитатель: Давайте присядем кружком, да поговорим ладком.

Воспитатель: Праздник Рябинник! А ещё его называют Рябинкины именины. Какое интересное название, правда, ребята?

Как вы думаете, почему так назвали праздник?

Дети: (в честь рябины — предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Действительно, в честь рябины, в честь ее дня рождения. А в какое время года у вас день рождения? У кого летом? А осенью, а зимой, весной?

Воспитатель: В какое время года рябина празднует свой день рождения? Как вы думаете

Дети: (ответы детей…

Воспитатель: А я вам раскрою секрет, празднует рябина именины осенью, в сентябре, потому что она в это время поспевает.

Слайд 1 2 3 4

Сегодня мы отмечаем праздник русской рябинки, он назван именем святых – Петра и Павла. В народе его ещё называют Пётр и Павел – рябинники. В этот день рябина становится сладкой, люди собирали ветки с плодами в пучки. На праздник Петра и Павла уже собран с огородов урожай.

Слайд 5

В день рождения рябины парни и девушки собирались в избе на посиделки. Себя показать да других посмотреть. На посиделках, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости, пели да плясали. Девушки и парни хвалились здесь новыми нарядами. И, конечно же, рассказывали о собранном урожае рябины!

Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла! Что за ягода?

Подходите поближе. (тарелочки с ягодами)

Воспитатель: А как вы думаете, ягода спелая на тарелочках лежит или нет? Как вы догадались?

Дети: она красная, мягкая (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: можете ее потрогать, понюхать, попробовать, …

Давайте присядем.

Воспитатель: А вы знаете, что рябина является оберегом.

Что такое оберег? Как вы думаете?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Какое вы слово слышите?

Дети: «оберег», «беречь», «оберегать». (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Действительно, оберег — это предмет, который защищает и оберегает от беды. Обереги бывают разные: камни, деревянные статуэтки, медальоны, а могут быть и игрушки.

Слайд 6

Воспитатель: Может у вас есть оберег?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Слайд 7

Воспитатель: Говорили, что рябина приносит счастье в дом, оберегает семью от беды и несчастий. И поэтому рябину сажали у дома, украшали ветками рябины дом к празднику.

Слайд 8

Воспитатель: После того, как дом был украшен, люди в игры играли.

Слайд 9

Делу время, а потехе час.

Вставайте ребята в круг. А вы мне помогайте, слова со мною повторяйте. Игра «Рябинка».

Дети, взявшись за руки, идут к девочке-рябинке и говорят :

Всех мы за руки возьмём

И к рябинке подойдём.

Ты, рябинка красная, подскажи,

Что ребятам делать – покажи.

Девочка-рябинка показывает различные движения, имитирующие рост растений, раскачивание ветвей от ветра, полё т насекомых и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения.

Воспитатель: Отлично поиграли, Во время праздника Рябинника еще любили загадывать друг другу загадки. А вы загадки отгадывать умеете?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Послушайте, я вам загадаю.

Слайд 10-11

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Оранжевые, красные

На солнышке блестят.

Их листья, словно бабочки

Кружатся и парят.

(Осенние деревья)

Демонстрация на слайде загадок

Воспитатель: Третья загадка, третья загадка. У меня же есть схема — подсказка, я по ней сейчас и загадку придумаю.

Пальчики-листочки, Белые цветочки, К осени рубины. На ветвях …

Что за ягода? (рябина)

Воспитатель: Да что я все сама вам загадки загадываю. А вы загадки знаете? А сами загадки придумывать умеете? Давайте мы сейчас с вами попробуем. А чтобы интереснее было, разделимся на 2 команды, по пять человек к одному мольберту подходите, 5 человек к другому. Для вас там тоже подсказки приготовлены.

Дети самостоятельно составляют загадки

Воспитатель: Ваши загадки готовы? Вы выбрали, кто из вас будет загадывать? Теперь следующая команда.

Молодцы, загадки можно загадать ребятам в своей группе, друзьям, а можно даже и родителям.

Проблемный вопрос.

Воспитатель: Пришла пора и отдохнуть. Присаживайтесь. Посмотрите, как много у нас рябины. Урожай богатый собран. Но вот беда, ягоды быстро портятся.

Ребята, а вы знаете, как ягоды сохранить, чтобы и зимой можно было полакомиться?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: К нам в группу сегодня пришли гости, давайте у них спросим, как можно сохранить ягоды на зиму.

Подходите, спрашивайте.

Подходят к гостям и задают вопрос

Воспитатель: Узнали, как ягоды сохранить, давайте поблагодарим наших гостей. А теперь рассказывайте, как можно сохранить ягоды на зиму. Варенье, сушили, замораживали.

Демонстрация на слайде фото, сопровождающих рассказ воспитателя

Слайд 12

Воспитатель: Рябинник — это не только праздник, но и пора, когда нужно делать заготовки на зиму. Из рябины варили компоты и полезные вкусные квасы. Отличным угощением к столу в такой день станет рябиновое варенье.

Слайд 13

Лекарственные настои из ягод этого растения помогают от многих болезней, а зимой буквально за пару дней ставят на ноги при тяжелейшей простуде.

Воспитатель: А еще ягоды рябины очень полезны, в них много витаминов. Славилась рябина не только как лекарство, но и хорошее средство по уходу за кожей, из ее ягод до сих пор делаются всевозможные маски для лица.

Присаживайтесь.

Слайд 14

Народные приметы на Рябинник

Воспитатель: Сохранилось очень много народных примет, связанных с рябиной. К примеру, считалось, что на Рябинник можно определить, какими будут следующие месяцы. Большой урожай ягод указывал на то, что осень будет слякотной и сырой, а зима суровой.

Всегда обращали внимание на плоды рябины : по ним можно было понять, какая погода ожидает осенью, и чего ждать от зимы. Бывало, что ягоды мелкие — значит, и осень будет засушливая, дождей прольется мало, и грибной урожай не порадует. А вот если ягоды крупные, сочные — можно готовиться к урожайной осени.

Воспитатель: Всем рябина хороша! И полезна и глаз радует.

А в заключение праздника «Рябинника» из ягод украшения делали.

Как вы думаете, какие украшения вы можете сделать из рябины?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

(показ готовых украшений из рябины : бусы, серьги, заколки, передают друг другу на подложке)

Воспитатель: Понравились украшения. Хотите, научу?

Сделать их очень легко, например браслет. (достает из шкатулки полуготовый браслет)

Воспитатель: Берешь проволоку, нанизываешь ягоды, закрепляешь и браслет готов.

Пальчиковая гимнастика. (показ движений по тексту).

Представьте, что мы ведем от локтя до кисти полоску – это веточка,

от веточки проводим тоненькие полоски к каждому пальчику – это гроздь,

а каждый ноготочек – это сами ягодки.

Вот и получилась гроздь рябины. (это упражнение повторить на другой руке).

(Дети проходят к столам, приступают к работе)

Воспитатель: Ребята, я напоминаю вам правила безопасной работы с проволокой. Работать с проволокой нужно аккуратно, не поднимать и не махать ей, чтобы не уколоться и не уколоть своего соседа.

Воспитатель: Для кого вы хотите сделать браслет? (для мамы, сестры или бабушки)

Продуктивная деятельность нанизывание рябины на проволоку.

Воспитатель осуществляет помощь в нанизывании рябины на проволоку

Воспитатель: Замечательные браслеты получились! Вам понравилось?

Воспитатель: А как можно ещё можно использовать эти браслеты?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Действительно, ещё эти браслеты можно зимой для птиц вывешивать, ведь птицы любят рябину.

Воспитатель: С каким мы сегодня праздником познакомились? Чтобы осталась память о нашей встрече предлагаю сделать фотографию! Большое спасибо, до новых встреч.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Грибы для белочки» во второй младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Грибы для белочки» во второй младшей группе (фотоотчет) В группе появилась белка с бельчонком и пустой корзинкой! Вместе с детьми рассуждали: куда идет белочка? Зачем она взяла корзинку? Много.

Образовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группеОбразовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группе Чтение потешки «Петушок и его семья». Рисование (наблюдение). Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Был сугроб, стал ручеек!!!» Образовательные задачи: Сформировать интерес у детей к режиссерскому конструированию- последовательному созданию ряда событий. Развивать.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Вот какие клумбы!» Образовательные задачи: Заинтересовать детей созданием клумбы из конструктора на основе имеющихся у ребят представлений о внешнем виде и.

Образовательная ситуация по рисованию в старшей группе «Моя мама — самая красивая» (фотоотчет)Образовательная ситуация по рисованию в старшей группе «Моя мама — самая красивая» (фотоотчет) "Бог не мог быть всюду, Поэтому он создал матерей"(Еврейская пословица) Самое замечательное слово на земле -мама. Это первое слово, которое.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группеРазвивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группе Задачи: дать детям элементарные знания о правах и обязанностях ребенка. Развивать диалогическую речь, логическое мышление. Формировать.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация в подготовительной группе «Народный праздник Рябинник»
Опубликовано: 29 апреля 2023 в 13:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД