Людмила Шароварина
Родительское собрание для средней группы. Развитие речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет.
Цель:
создание условий для речевого развития ребёнка;
формирование педагогической культуры родителей
Задачи:
Публикация «Родительское собрание для средней группы, Развитие речи,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Познакомить родителей с работой по развитию речи детей среднего возраста;
2. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: дискуссия
Участники: Воспитатели, родители.
Ход собрания:
1. Вступительная часть.
Воспитатель начинает собрание объявлением темы собрания, разъяснения целей, задач и порядка совместных действий участников собрания.
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
2. Характеристика речи детей 5 года жизни.
Воспитатель: - Главное направление в развитие речи ребёнка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словестного творчества.
Активный словарь обогощается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки ("мяч-это игрушка, в него играют", начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нарушения, встречающиеся на 5 году жизни:
1. Неправильное произношение шипящих и сонорных звуков.
2. У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.
3. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи.
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.
Воспитатель знакомит родителей с содержанием раздела образовательной программы, по которой осуществляется педагогический процесс.
2. Советы родителям по развитию речи :
Воспитатель:
1. Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок дома слышал правильную речь.
2. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, то лучше сразу обратиться к логопеду.
3. Решающее значение для развития разговорной речи имеет общение ребёнка с родителями. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Рассказывайте ребёнку, для чего эти учреждения, кто вних работает. На природе привлекайте ребёнка к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Знакомте их с новыми предметами, объектами, вещами, называйте их правильно.
4. Заведите дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
5. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
6. Поддерживайте стремление ребёнка, пусть он расскажет зказку сестренке, бабушке, своей игрушке.
Это первые шаги в овладении монологической речью.
3. Пальчиковая гимнастика и игры для развития речи.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.
Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Так же дома, вместе с детьми вы можете поиграть в речевые игры. Например:
Игра "Ответь правильно"
- Снег белый или синий?
- Лёд твёрдый или мягкий?
- Снег капает или идёт?
- Зимой бывает снегопад или листопад?
- Лёд скользкий или шершавый?
- На улице мороз или жара?
- Зимой одеваемся легко или тепло?
- На коньках катаются или качаются?
Снеговика лепят или строят?
Игра "Найди шипящие"
Родитель показывает картинки с изображением одежды. (шарфик, кофта, шуба, куртка, варежки.) И спрашивает что изображено на картинках? Затем родитель произносит названия одежды еще раз выделяя шипящие звуки. Ребёнок ищет картинки, где есть звук "Ш".
Игра «Какой он?».
Предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.
Игра «Картинки-загадки».
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.
Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим. становится тот, кто первым ответил правильно.
Игра «Предлоги».
Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.
Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.
Игра «Похожие слова».
Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:
• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)
• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)
• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)
• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)
4. Подведение итогов собрания.