Елена Голубева
Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе «Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, целями и задачами годового курса по обучению грамоте; создание условий для совершенствования системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
Форма проведения : семинар-практикум
Публикация «Родительское собрание в форме семинара-практикума в подготовительной к школе группе „Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Предварительная работа:
1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.
Контингент участников: родители воспитанников подготовительной группы ДОУ, учитель-логопед.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Структура родительского собрания :
1. Выступление учителя – логопеда.
2. Практическая игровая деятельность родителей.
3. Рефлексия.
Ход :
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Тренинг «Рассказать о себе в 3-х словах». Каждый участник называет своё имя и положительное качество на первую букву своего имени.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Кардинально меняет вся его жизнь, начиная от самооценки и заканчивая отношениями со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.
Готовность к школьному обучению – довольно емкое понятие
1. Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья (степень физиологической зрелости основных систем организма ребенка)
• Умственная (интеллектуальная) готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, а т. ж. уровнем развития основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, необходимым для усвоения школьной программы.
• Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение и различение на слух всех звуков родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, владение навыками словообразования, умение грамматически верно оформлять высказывания, связно излагать свои мысли.
• Мотивационная (личностная) готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником.
• Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должно преобладать «надо». От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия». Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере!
• Готовность к общению – умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Итак, «Скоро в школу!» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей. Наверное, вы не раз спрашивали себя: «Как помочь ребенку в подготовке к школе?»
Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы: «Речевую готовность ребенка к школе», а в частности «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду и почему?
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях. В результате родители понимают, что в обучении грамоте нет ничего сложного.
Ознакомление родителей с задачами курса «обучение грамоте».
Практическая часть.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - это речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов. Составление схемы предложения.
Слова состоят из слогов. Деление слов на слоги.
Слоги состоят из звуков.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
Звуки на письме обозначаем буквами.
Звуки эти разные: гласные, согласные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Согласные могут ещё звонкими и глухими.
Игра с родителями «Что за звук» (Педагог называет звук, родители поднимают соответствующий символ красного, синего или зеленого цвета).
Согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я).
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после со-гласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!
Всегда твё рдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Игра с родителями :
Где слышится звук? ( Цель: закреплять умение определять место звука в слове. Ход: У каждого участника игры находится карточка с изображением паровозика ( разделенного на части: начало, середина и конец слова) и 2 фишки. Педагог называет слова с определенным звуком. Участники игры камушками показывают место заданного звука в слове.)
Обучение составлению схемы слова. ДЫНЯ
Игры с родителями :
Составить звуковые схемы слов (с картинками).
Подобрать слова к схеме.
Вопросы:
1. Чем отличается звук от буквы.
2. Назовите всегда твердые согласные звуки.
3. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
4. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).
5. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
6. Сколько букв в слове «деньги»?
7. Сколько звуков в слове «пульт».
8. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко).
9. Назовите слово из 5 слогов.
10. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт).
11. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»).
12. Произнесите слово «шалаш» наоборот.
13. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)
14. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
15. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)
Расставить ударение в словах.
Агент, мельком, гусеница, мусоропровод, торты, комбайнер, столяр, красивее, газопровод, звонит, щавель, алфавит, километр, свекла, банты, тефтели, жалюзи, каталог, творог, обеспечение, сироты, камбала, договор, дремота, загнутый, ходатайство.
Почему так говорят:
Дамоклов меч (наивысшая опасность, которая может обрушиться в любую минуту).
Дело в шляпе (законченное дело, за исход которого не стоит волноваться).
Тянуть канитель (тянуть время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать).
«Найди лишнюю букву».
Предлагается текст. Необходимо за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.
Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.
Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.
Канительимыприменяласьяквурукоделиматэ.
Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбыло-тиноченьяреструдного.
Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязоапорученнойфывработой.
Конкурс знатоков пословиц
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
1. Дагестанская: «Торопливым людям, не хватает мудрости». (Поспешишь – людей насмешишь)
2. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости» (Век живи – век учись)
3. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь. А пляской устанешь». (Тише едешь- дальше будешь).
4. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело).
5. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.)
6. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)
7. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
8. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного.» (Не давши слова- крепись, а давши держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)
9. Удмурдская: «слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово – что пуля снайпера.)
Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетаясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании.
Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю-логопеду или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.
Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я. ”
Памятка для родителей будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.