Ольга Ваганова
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника
В Концепции дошкольного воспитания отмечено, что главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь.
Образовательная область «Речевое развитие» в инновационной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой определяет круг знаний об окружающем, соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, где ведущая деятельность дошкольников – игровая.
Публикация «Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.
Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры, основная особенность таких игр – обучение. Воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т. д.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания, поможет чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Разнообразие и универсальность этих игр зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Применяя различные дидактические игры и пособия, при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, в индивидуальной работе поддерживают интерес и внимание детей. Быстрее и эффективнее стимулируются речевые навыки.
Дидактическое игровое пособие «Многофункциональный куб"
Пособие представляет собой куб, изготовленный из картона. На каждой грани куба расположены прозрачные карманы, предназначенные для сменного материала.
Дидактический материал меняется по мере усвоения детьми различных лексических тем.
Куб используется как для профилактики, на занятиях по развитию речи, индивидуально, в самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельно дети играют с кубом в свободное время, закрепляя материал,
.