Лучший педагог года

Роль дошкольного образования в социализации детей с ОВЗ

Осаула Татьяна
Роль дошкольного образования в социализации детей с ОВЗ

Роль дошкольного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ

Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с различными врожденными заболеваниями, среди них примерно 75% являются инвалидами. Инвалидность ребенка означает существенное ограничение его жизнедеятельности, его дезадаптации. Поэтому современном мире роль социализации детей с ограниченными возможностями здоровья занимает особенно важную ступень. Давно доказано, что ребенок с ОВЗ испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений. Так как он не может их познать теми способами, которыми пользуются нормально развивающиеся дети.

Публикация «Роль дошкольного образования в социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах

Е. И. Разуван говорит о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Не смотря на то, что они легко вступают в контакт с давно знакомыми людьми, знакомство с новыми вызывает у них большие проблемы.

Проблемы в общении, обучении и самообслуживании оказывают непосредственное влияние на социальную адаптацию детей с особенностями здоровья. Педагоги ДОУ ведут непосредственную коррекционно-развивающую работу напрямую направленную на формирование навыков активного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром, и формирование у родителей компетентности в вопросе первичной социализации.

Однако можно заметить и противоречие между необходимостью и желанием ребенка контактировать с социумом. Причем проблемы в общении испытывает не только ребёнок с ограниченными возможностями, но и вся семья, внутри которой он растет. От этого у него возникает растерянность, невозможность определиться в окружающей обстановке. По мере взросления растет обида и непонимание окружающих. В конце концов все это перерастает в закрытость от окружающего мира или озлобленность. Начатое и правильно организованное воспитание и обучение таких детей позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения социализации.

Основная коррекционно-развивающая работа по социализации детей с ОВЗ ложится на педагогов ДОУ. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у особенных воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующие задачи:

- Учить навыкам здорового образа жизни : выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

- Обеспечивать физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.

- Знакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.

- Помогать осваивать базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

- Развивать познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.

- Воспитывать чувство уверенности в своих возможностях.

- Учить оценивать свои навыки и способности.

Основные характеристики личности ребёнка связываются с развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребёнка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребёнка.

До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению.

Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ОВЗ с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями.

Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми. Для того чтобы процесс социализации детей с проблемами здоровья происходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности.

Литература

1. Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. Ю. Малеванов. дис., канд. пед. наук. -М., 2009.

2. Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е. И. Разуван // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. — 1989. — №3.

3. Сладкова, О. А. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. А. Сладкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2013. - №11. – С. 45-49.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дошкольного образования в социализации детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 20:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД