Осаула Татьяна
Роль дошкольного образования в социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дошкольного образования в социальной адаптации детей с ОВЗ
Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с различными врожденными заболеваниями, среди них примерно 75% являются инвалидами. Инвалидность ребенка означает существенное ограничение его жизнедеятельности, его дезадаптации. Поэтому современном мире роль социализации детей с ограниченными возможностями здоровья занимает особенно важную ступень. Давно доказано, что ребенок с ОВЗ испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений. Так как он не может их познать теми способами, которыми пользуются нормально развивающиеся дети.
Публикация «Роль дошкольного образования в социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Е. И. Разуван говорит о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья почти не развито такое понятие как инициатива в общении. Не смотря на то, что они легко вступают в контакт с давно знакомыми людьми, знакомство с новыми вызывает у них большие проблемы.
Проблемы в общении, обучении и самообслуживании оказывают непосредственное влияние на социальную адаптацию детей с особенностями здоровья. Педагоги ДОУ ведут непосредственную коррекционно-развивающую работу напрямую направленную на формирование навыков активного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром, и формирование у родителей компетентности в вопросе первичной социализации.
Однако можно заметить и противоречие между необходимостью и желанием ребенка контактировать с социумом. Причем проблемы в общении испытывает не только ребёнок с ограниченными возможностями, но и вся семья, внутри которой он растет. От этого у него возникает растерянность, невозможность определиться в окружающей обстановке. По мере взросления растет обида и непонимание окружающих. В конце концов все это перерастает в закрытость от окружающего мира или озлобленность. Начатое и правильно организованное воспитание и обучение таких детей позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения социализации.
Основная коррекционно-развивающая работа по социализации детей с ОВЗ ложится на педагогов ДОУ. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у особенных воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующие задачи:
- Учить навыкам здорового образа жизни : выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
- Обеспечивать физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Знакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Помогать осваивать базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
- Развивать познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Воспитывать чувство уверенности в своих возможностях.
- Учить оценивать свои навыки и способности.
Основные характеристики личности ребёнка связываются с развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребёнка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребёнка.
До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению.
Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ОВЗ с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями.
Социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми. Для того чтобы процесс социализации детей с проблемами здоровья происходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности.
Литература
1. Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. Ю. Малеванов. дис., канд. пед. наук. -М., 2009.
2. Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е. И. Разуван // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В. И. Лубовский. — 1989. — №3.
3. Сладкова, О. А. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. А. Сладкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2013. - №11. – С. 45-49.