Альфия Артамонова
Роль дыхательно-игровой гимнастики в музыкальной деятельности соматически ослабленных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников существует уже достаточно давно. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Исследования показывают, что состояние здоровья населения, особенно детей, ухудшается. С каждым годом растет число детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, на-рушением речи, зрения, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма детей к различного рода заболеваниям.
Публикация «Роль дыхательно-игровой гимнастики в музыкальной деятельности соматически ослабленных детей» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения охрана здоровья ребенка становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений. Ведется оздоровительная работа с использованием современных здоровьесберегающих технологий.
В последнее время педагоги большое внимание уделяют дыхательной гимнастике на учебных занятиях и в свободной деятельности.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Кроме того дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород.
Детский сад №60, где я работаю музыкальным руководителем является специализированным в области присмотра и оздоровления тубинфицированных и соматически ослабленных детей, имеющих различные заболевания дыхательной системы, которые не дают ребенку полностью проговаривать фразы, правильно петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.
В связи с этим, большое внимание на музыкальных занятиях я уделяю дыхательным упражнениям, так как они играют значительную роль в процессе оздоровления дошкольников, повышают общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям, оказывают благотворное воздействие на центральную нервную систему.
Целью данного вида деятельности в музыкальном воспитании является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
- формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)
- тренировка силы вдоха и выдоха.
- развитие продолжительности выдоха.
В своей работе с детьми я использую некоторые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой Александры Николаевны, которая обладает высоким оздоровительным потенциалом.
Это – единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Таким образом дыхательная гимнастика играет значительную роль в музыкальном развитии, воспитании детей с различными заболеваниями дыхательной системы.
Для достижения наилучшего результата необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики, важно заинтересовать детей, они должны не просто выполнять комплекс упражнений, а играть в веселую игру. Постепенно на моих занятиях появилась, а потом и «прижилась» дыхательно-игровая гимнастика.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. К тому же, выполнять ее совсем несложно, если проводить дыхательную гимнастику в форме игры, то получится замечательное времяпрепровождение.
Я хочу предложить вам несколько дыхательных упражнений с элементами игры.
1."ЛАДОШКИ"
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.
На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох -- пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
2."ПОГОНЧИКИ"
Вот погоны на рубашке,
Темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик –
Летчик я военный!
Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!
Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса- выдох уходит пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
3. "КОРОБОЧКА"
И. п. стоя, слегка присесть, колени вместе, обхватить плечи руками крест-накрест.
1-2 – активный, короткий вдох носом, подняться на носки, руки развести вверх в стороны.
3-4 - резкий выдох ртом, губы сложить "в трубочку", занять и. п.
Повторить 3 раза.
4. "ДРОВОСЕК"
И. п. - стоя, ноги шире плеч, корпус наклонить вниз, руки внизу соединить, сплести пальцы "держать топор".
1-2-3-4- медленный вдох носом, руки и корпус поднимать вверх "поднимаем топор",
5-6 - резкий выдох ртом и носом на слог "ха" - рубим дерево.
Повторять 3-4 раза.
Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому, быстрому и бесшумному вдоху, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным, а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Следуя старинной мудрости: "Пойте хорошо, дышите удобно", тренируем длинный выдох, учимся не разрывать фразу, не дышать в середине слова. Во время дыхательно-игровой гимнастики мы знакомимся с дирижёрскими жестами, играем" в дирижёра", ребятам очень нравится эта игра. Комплекс дыхательно-игровой гимнастики я составляла из упражнений разных авторов. Так же в комплекс обязательно входят игры и дыхательно-игровая гимнастика с использованием метода наглядности и красочных атрибутов.
"ВАРЕЖКА"
Я на варежку подую
Все снежинки с нее сдую.
"БАБОЧКА"
Есть обязательные упражнения, которые выполняются на каждом занятии, есть упражнения, которые меняются и обыгрываются. Вся гимнастика занимает 5-10 минут и проводится во второй половине занятия. Детей я предупреждаю ещё на самых первых занятиях, что дыхательная гимнастика-дело серьёзное, и они относятся к ней серьёзно, стараются выполнять упражнения правильно.
Таким образом дыхательная гимнастика повышает иммунитет, благотворно влияет на организм в целом, помогает укрепить здоровье и добиться стойкого душевного комфорта. На моих уроках ребята регулярно занимаются дыхательно-игровой гимнастикой. Мне приятно, что музыкальные занятия так полезны для здоровья детей, они укрепляют уверенность в собственных силах, несут в себе гармонию и энергию!