Получи документы

Роль музыки в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма у детей

Марина Шеметова
Роль музыки в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма у детей

«Роль музыки в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Автор: Шеметова М. В.

СЛАЙД 2. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Публикация «Роль музыки в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма у детей» размещена в разделах

Д. С. Лихачев.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у детей

СЛАЙД 3. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает одним из основополагающих принципов воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

СЛАЙД 5. В условиях реализации ФГОС, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей :

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей; формирование толерантного отношения к другим людям;

формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)

• воспитание уважительного отношения к труду

СЛАЙД 6. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства. Задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

СЛАЙД 7. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Уже в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту.

«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.

СЛАЙД 8. Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашей школе-сад на уроках, в образовательной деятельности, в игре, на праздниках и развлечениях. Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является слушание, восприятие музыки.

СЛАЙД 9.

Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковского, М. И Глинки, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, С. Рахманинова мы влияем на чувства, настроения, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

СЛАЙД 10. Практически любое изучаемое музыкальное произведение позволяет детям задуматься о добре и зле, о любви к ближнему и к окружающей природе, о красоте и её силе в этом мире.

Так, в старшей группе при знакомстве с произведениями из «Детского альбома» П. И. Чайковского, дети сопереживают больной кукле, обращаются с пожеланиями добра под звуки «Утренней молитвы». Во 2, 3 классе, изучая оперы «Орфей и Эвридика», «Снегурочка», балеты П. И. Чайковского начинают осознавать силу любви, преданности, красоты. А в 4 классе, слушая «Патетическую сонату» Л. Бетховена учащиеся уже размышляют о смысле жизни о силе человеческого духа.

СЛАЙД 11. Идеями патриотического воспитания пронизана вся программа «Музыки» в начальной школе. Мы циклично изучаем блоки: «Россия – родина моя» (знакомство с произведениями русских классиков, посвященных России, защите отечества);

«О России петь, что стремиться в храм»

(знакомство с духовной музыкой, традициями русского православия);

«Гори гори ясно»

(изучение народной музыки, инструментов, традиций, образцов фольклора)

Дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают свою национальную принадлежность.

СЛАЙД 12. Музыкальные игры, пение так же формируют и развивают духовные качества ребенка. Они учат доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу. Песня воспитывает тонкость, эмоциональность натуры, маленькие сердца становятся восприимчивее к доброму слову, совету, напутствию. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель.

СЛАЙД 13. Музыкально - ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

СЛАЙД 14. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, и культурные качества: любовь к своей стране, к родной природе, к родному дому, своей семье, детскому саду, школе, родному городу.

«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери.» Ю. Я. Яковлев. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма.

СЛАЙД 15. Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет темы «Защитников Отечества» и «Великой победы». Ежегодно проводим праздники «Армейские старты», «Мы помним, мы гордимся», на которых дети и сотрудники школы-сада исполняют танцы, военные песни, песни о России. В музыкально-литературных композициях раскрываем детям идею защиты родины, героизм народа, величие подвига советского солдата.

СЛАЙД 16. Воспитанники и учащиеся школы-сада принимают активное участие в муниципальных конкурсах –фестивалях «Патриотическая песня», «Смуглянка». Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство нравственности, патриотизма, чувство национальной гордости. От нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут.

СЛАЙД 17. «Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к ближнему, великодушия, милосердия.»

С. В. Михалков

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций»Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в формировании духовно-нравственных ценностей и патриотизма у детей
Опубликовано: 15 января 2022 в 07:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД