Cветлана Гальченко
Роль музыки в сохранении и укреплении здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ МУЗЫКИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
То, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние,-
открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Древней Греции, Рима, восточных стран. Крупный ученый Древнего Востока Аль- Хорезми писал: «На моей родине с давних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож, а также музыку. Я предпочитаю последнее.»
Публикация «Роль музыки в сохранении и укреплении здоровья дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Еще в конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов, изучавший роль различных внешних воздействий на организм, в числе прочего заинтересовался музыкой.
Своими оригинальными исследованиями он доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противополож-
ный эффект. Выяснилось также, что музыка, которую слушают с удовольствием, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.
В Японии музыка стала одним из элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету врачей дают ребенку «слушать» определенные мелодии (а то, что плод воспринимает звуки, доказано).
Музыка сопровождает и роды. Замечено, что при таком «аккомпанементе» уменьшается число осложнений в родах, а младенцы появляются на свет более спокойными. В палатах для рожениц в Швеции часто звучит пронизанный радостью фортепианный концерт Моцарта. Акушеры полагают, что именно этой музыке они обязаны необычайно низким показателям ранней детской смертности. Исследования ученых показали, что классическая музыка полезна для недоношенных детей. Хотя в ней нет ничего, что побуждает к росту, однако младенцы, слушающие произведения Моцарта, быстрее набирают вес.
Самый большой эффект дает музыка в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Помните библейскую легенду о том, как Давид игрой на арфе излечивал царя Саула от приступов безумия и меланхолии? С точки зрения современных психоневрологов, это не так уж невозможно. Музыка «… влияет благотворно на настроение, а так как расстройства настроения составляют важный элемент душевных болезней, то полезное ее влияние весьма возможно»- считал видный русский психиатр С. С. Корсаков. Роль музыки в лечении неврозов признавал и В. М. Бехтерев. А экспансивная Жорж Санд написала однажды композитору Мейерберу, что музыка лечит ее от депрессии лучше, чем доктор.
Музыка многозначна. На некоторых людей она действует даже острее, чем слово. Музыка может расслаблять и активизировать, усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Рок-музыка с выраженным пульсирующим ритмом не только не принесет пользы ребенку, но и может навредить. Так же детям нельзя слушать музыку через наушники. Наши уши приспособлены для рассеянного звука, а направленный может нанести акустическую травму.
Детей музыка привлекает своим побуждением к движению, которое полезно для роста и развития ребенка. При замедлении ритма музыки можно углубить дыхание, успокоить мозг.
Выявлено, что ритмы маршей, рассчитанных на то, чтобы сопровождать отряды войск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. И при таком ритме музыки действительно можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны,
Их темп усиливают до 72 тактов в минуту – это несколько превышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, поэтому эти марши с ритмом 2\4, 4\4, оказывают бодрящее воздействие. В исследованиях также показано, что ритмы вальса 3\4 оказывают успокаивающее воздействие.
При выборе музыки необходимо учитывать настроение и темперамент ребенка. Очень, даже чересчур спокойным детям полезно слушать маршевые мелодии, музыку в ритме «аллегро» и «аллегро модерато». Если ребенок возбужден и беспокоен, то наиболее подходящим вариантом будет выбрать классические сонаты, инструментальные концерты. Специалисты в этом случае советуют произведения Шуберта, Гайдна, Вивальди, Моцарта, Чайковского.
Для того, чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния с, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении, (первую ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для человека, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его (светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду).