МААМ-картинки

Роль обучения основам безопасного поведения в природе в дошкольном возрасте

Ираида Маликова
Роль обучения основам безопасного поведения в природе в дошкольном возрасте

Важное место в современном мире отводится вопросам безопасности жизни. Очень сложно оградить ребенка от опасностей, которые могут угрожать их здоровью и жизни.

К сожалению, гарантировать абсолютную безопасность невозможно, и опасности нас и наших детей могут подстерегать в любом месте и в любое время. Особенно это касается детей. Ни у кого не возникнет сомнения, что в наше время с ранних лет необходимо начинать формировать у детей умения анализировать и оценивать масштабы возможной опасности, предотвращать ее. Важное направление деятельности в работе детского сада – непрерывный поиск целесообразного и верного способа формирования у детей осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Публикация «Роль обучения основам безопасного поведения в природе в дошкольном возрасте» размещена в разделах

В настоящее время во всем мире разрабатываются программы, по безопасности детей, проводятся мероприятия направленные на предупреждения детского травматизма, среди которого выделяются мероприятия, по безопасному поведению в природе. Причина проведения такого масштабного мероприятия – одна из самых актуальных проблем на данный момент: во многих регионах отмечен целый ряд трагичных случаев в природе, происшествий, связанных с гибелью людей. Главные причины гибели людей в природе – грубые нарушения правил безопасного поведения, самоуверенность и безрассудство [1].

Сегодня, необходимо вовремя вооружить детей знаниями о правилах поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни.

Направления, которые используются в работе с детьми по формированию основ безопасного поведения, очень разнообразны. Все чему учатся дети, знания, которые они получают, они должны уметь применить на практике.

В настоящее время, большое внимание уделяется блоку «Здоровье и эмоциональное благополучие», где уделяется внимание таким темам как: здоровье – главная ценность человеческой жизни, о навыках личной гигиены, врачи наши друзья («Доктор спешит на помощь») и другие. При изучении темы «Ребенок в общении с другими людьми» детям рассказывают о поведении с незнакомцами («Новые правила поведения для воспитанных детей», «Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми», «Не открывай дверь чужим людям» и другие). Так же, в программе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста уделяется особое внимание блоку «Ребенок дома». В рамках данного блока отрабатываются такие темы: открытое окно, балкон, экстремальные ситуации в быту («Мы – пожарные», телефоны экстренных служб.

При изучении блока «Ребенок на улицах города» в совместной деятельности дети изучают правила дорожного движения, играют в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры по ПДД («Регулировщик», «Внимание! Дорога!», «Учим дорожные знаки»; «Путешествие в Королевство дорожных знаков»). В рамках этого блока важное значение отводится развивающей предметно-пространственной среде. В группе создаются уголки безопасности, где представлены плакаты по ПДД, макеты дороги с пешеходным переходом и игровые знаки дорожного движения.

Однако, блоку «Ребёнок и природа, несмотря на то что он не менее важный блок в программе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, уделяется совеем немного времени в учебно-воспитательном процессе. Обычно все обучение сводится к тому, что в группе создан уголок природы, где представлены различные виды растений. Педагог объясняет детям, растения – это живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться – их сосуществование с человеком взаимовыгодно. Дети учатся рыхлить почву (также отрабатывается вопрос безопасности – рыхлить небольшой палочкой с заострённым концом нужно очень осторожно, поливать растения.

Мир, окружающий ребёнка, это – мир природы. Необходимо помочь ребёнку узнать не только, какой это прекрасный и таинственный мир природы, но и знать какие опасности в ней скрываются. В частности, дети должны получить знания не только о разнообразных природных явлениях : дождь, снегопад, гроза и т. д., но и знать, что существуют определённые правила, выполнение которых поможет им сохранить своё здоровье и жизнь, к примеру, это такие положения, как: нельзя мочить ноги в луже; не гуляй в промокшей одежде; нельзя сбивать сосульки с крыши; опасно стоять под сосульками; осторожно ходи во время гололёда; нельзя ходить на лёд открытого водоёма; во время грозы нельзя пользоваться мобильным телефоном, прятаться под высокие отдельно стоящие деревья; находиться на солнышке нужно только в головном уборе и многие другие.

Детям необходимо так же дать первоначальные представления об ухудшении экологической ситуации в мире, о катастрофах природного характера. К катастрофам природного характера относят землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержение вулканов и т. д. [4] Несмотря на то, что наша местность (Саратовская область) не является типичной для таких катастроф, дети должны знать, как обезопасить себя от этих явлений, как вести себя, если окажешься в зоне действия какой-либо катастрофы.

Дети так же должны знать об ядовитых растениях, грибах. О контактах с животными.

Почти все дети любят животных, однако диковинные животные, незнакомые растения таят в себе угрозу для малыша. Поэтому необходимо закреплять навыки у дошкольников о правилах осторожности в поведении с животными.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Однако игру надо рассматривать как одно из средств воспитания и обучения основам безопасного поведения в природе, которое даёт положительные результаты лишь в сочетании с другими средствами. Поэтому для более успешного формирования основ безопасности в природе используются сюжетно-ролевые игры. Например: «Идем в поход», «Мы – леснички», «Идем за грибами» и другие. Такие дидактические игры как «Опасные растения и грибы», «Дикие животные», «Учим погодные явления», «Как избежать неприятностей?», дают возможность сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения.

Закладывая знания о загрязнении окружающей среды, возможно, использовать просмотр видео фильма «Последствия загрязнения окружающей среды». Чтобы научить детей практически ответственно и бережно относиться к природе можно разыграть ситуацию «Мы отправились в путешествие в лес». В ходе этих занятий закрепляются знания детей о съедобных и не съедобных грибах. Ребята на практике учатся ответственному и бережливому отношению к природе, детям предлагается выбрать запрещающие знаки, обосновывая свой выбор. В том числе провести с детьми беседы о вреде пластика, костров и многое другое.

Как известно, одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Для этого необходимо создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за комнатными животными и растениями, подкормка птиц, уборка мусора на участке, посадка молодых кустарников) [3]. Здесь же можно рассказать детям о раздельной переработке мусора.

Выделим, при изучении раздела «Ребенок и природа», необходимо дать детям основы знаний о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о правилах поведения в природе, о ядовитых растениях; о контактах с животными.

Таким образом, современный уровень и темп развития жизни показывает необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и в природе, это требует особого развития в данном направлении, как педагогов, так и родителей и детей. Дети настолько уязвимы и открыты для самых разных опасных ситуаций, что взрослые должны учить их основным правилам безопасности, воспитывать самостоятельность и ответственность за своё здоровье, выполнять основные правила безопасного поведения в природе. Дети должны научиться распознавать опасные ситуации, предвидеть их.

Список литературы

1. Кириллов Г. Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности / Г. Н. Кириллов // Право и безопасность. – 2017. – № 1. – С. 24- 37.

2. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 8. – С. 98–106

3. Сорокина Н. А. Педагогические условия воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников/Н. А. Сорокина // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 2 (74). – С. 90-100. -

4. Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе / Т. А. Ермакова, Е. И. Шагалина, А. Х. Мусифуллина [и др. ] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 16-19.

Публикации по теме:

«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты»«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты» Природа наша щедра и богата, но в то же время хрупка и ранима. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления,.

Фотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогахФотоотчет о Неделе безопасного поведения на дорогах Фоторепортаж "Азбука дорожного движения" в рамках "Недели безопасного поведения на дорогах".Проблема безопасности дорожного движения на.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу»Консультация для родителей дошкольников «Правила безопасного поведения в лесу» Прогулка в лес-это хороший отдых,замечательное время,которое можно провести вместе всей семьёй,познакомиться с природой поближе и узнать.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки» Методика «Музыкальные тропинки». Разработала и реализовала : музыкальный руководитель первой квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна.

Театрализованное представление «Зайчонок Кузя и Лисенок едут на новоселье» по основам безопасности и правилам поведения на ЖД Театрализованнаое представление по основам безопасности и правилам поведения на железной дороге для детей 5-7 лет «Зайчонок Кузя и Лисенок.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрастеЭкологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте Экологическая беседа на тему «Поможем природе» в старшем дошкольном возрасте Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль обучения основам безопасного поведения в природе в дошкольном возрасте
Опубликовано: 21 августа 2022 в 14:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД