Ираида Маликова
Роль обучения основам безопасного поведения в природе в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Важное место в современном мире отводится вопросам безопасности жизни. Очень сложно оградить ребенка от опасностей, которые могут угрожать их здоровью и жизни.
К сожалению, гарантировать абсолютную безопасность невозможно, и опасности нас и наших детей могут подстерегать в любом месте и в любое время. Особенно это касается детей. Ни у кого не возникнет сомнения, что в наше время с ранних лет необходимо начинать формировать у детей умения анализировать и оценивать масштабы возможной опасности, предотвращать ее. Важное направление деятельности в работе детского сада – непрерывный поиск целесообразного и верного способа формирования у детей осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Публикация «Роль обучения основам безопасного поведения в природе в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2022
В настоящее время во всем мире разрабатываются программы, по безопасности детей, проводятся мероприятия направленные на предупреждения детского травматизма, среди которого выделяются мероприятия, по безопасному поведению в природе. Причина проведения такого масштабного мероприятия – одна из самых актуальных проблем на данный момент: во многих регионах отмечен целый ряд трагичных случаев в природе, происшествий, связанных с гибелью людей. Главные причины гибели людей в природе – грубые нарушения правил безопасного поведения, самоуверенность и безрассудство [1].
Сегодня, необходимо вовремя вооружить детей знаниями о правилах поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни.
Направления, которые используются в работе с детьми по формированию основ безопасного поведения, очень разнообразны. Все чему учатся дети, знания, которые они получают, они должны уметь применить на практике.
В настоящее время, большое внимание уделяется блоку «Здоровье и эмоциональное благополучие», где уделяется внимание таким темам как: здоровье – главная ценность человеческой жизни, о навыках личной гигиены, врачи наши друзья («Доктор спешит на помощь») и другие. При изучении темы «Ребенок в общении с другими людьми» детям рассказывают о поведении с незнакомцами («Новые правила поведения для воспитанных детей», «Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми», «Не открывай дверь чужим людям» и другие). Так же, в программе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста уделяется особое внимание блоку «Ребенок дома». В рамках данного блока отрабатываются такие темы: открытое окно, балкон, экстремальные ситуации в быту («Мы – пожарные», телефоны экстренных служб.
При изучении блока «Ребенок на улицах города» в совместной деятельности дети изучают правила дорожного движения, играют в различные сюжетно-ролевые и дидактические игры по ПДД («Регулировщик», «Внимание! Дорога!», «Учим дорожные знаки»; «Путешествие в Королевство дорожных знаков»). В рамках этого блока важное значение отводится развивающей предметно-пространственной среде. В группе создаются уголки безопасности, где представлены плакаты по ПДД, макеты дороги с пешеходным переходом и игровые знаки дорожного движения.
Однако, блоку «Ребёнок и природа, несмотря на то что он не менее важный блок в программе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, уделяется совеем немного времени в учебно-воспитательном процессе. Обычно все обучение сводится к тому, что в группе создан уголок природы, где представлены различные виды растений. Педагог объясняет детям, растения – это живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться – их сосуществование с человеком взаимовыгодно. Дети учатся рыхлить почву (также отрабатывается вопрос безопасности – рыхлить небольшой палочкой с заострённым концом нужно очень осторожно, поливать растения.
Мир, окружающий ребёнка, это – мир природы. Необходимо помочь ребёнку узнать не только, какой это прекрасный и таинственный мир природы, но и знать какие опасности в ней скрываются. В частности, дети должны получить знания не только о разнообразных природных явлениях : дождь, снегопад, гроза и т. д., но и знать, что существуют определённые правила, выполнение которых поможет им сохранить своё здоровье и жизнь, к примеру, это такие положения, как: нельзя мочить ноги в луже; не гуляй в промокшей одежде; нельзя сбивать сосульки с крыши; опасно стоять под сосульками; осторожно ходи во время гололёда; нельзя ходить на лёд открытого водоёма; во время грозы нельзя пользоваться мобильным телефоном, прятаться под высокие отдельно стоящие деревья; находиться на солнышке нужно только в головном уборе и многие другие.
Детям необходимо так же дать первоначальные представления об ухудшении экологической ситуации в мире, о катастрофах природного характера. К катастрофам природного характера относят землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержение вулканов и т. д. [4] Несмотря на то, что наша местность (Саратовская область) не является типичной для таких катастроф, дети должны знать, как обезопасить себя от этих явлений, как вести себя, если окажешься в зоне действия какой-либо катастрофы.
Дети так же должны знать об ядовитых растениях, грибах. О контактах с животными.
Почти все дети любят животных, однако диковинные животные, незнакомые растения таят в себе угрозу для малыша. Поэтому необходимо закреплять навыки у дошкольников о правилах осторожности в поведении с животными.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Однако игру надо рассматривать как одно из средств воспитания и обучения основам безопасного поведения в природе, которое даёт положительные результаты лишь в сочетании с другими средствами. Поэтому для более успешного формирования основ безопасности в природе используются сюжетно-ролевые игры. Например: «Идем в поход», «Мы – леснички», «Идем за грибами» и другие. Такие дидактические игры как «Опасные растения и грибы», «Дикие животные», «Учим погодные явления», «Как избежать неприятностей?», дают возможность сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения.
Закладывая знания о загрязнении окружающей среды, возможно, использовать просмотр видео фильма «Последствия загрязнения окружающей среды». Чтобы научить детей практически ответственно и бережно относиться к природе можно разыграть ситуацию «Мы отправились в путешествие в лес». В ходе этих занятий закрепляются знания детей о съедобных и не съедобных грибах. Ребята на практике учатся ответственному и бережливому отношению к природе, детям предлагается выбрать запрещающие знаки, обосновывая свой выбор. В том числе провести с детьми беседы о вреде пластика, костров и многое другое.
Как известно, одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Для этого необходимо создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за комнатными животными и растениями, подкормка птиц, уборка мусора на участке, посадка молодых кустарников) [3]. Здесь же можно рассказать детям о раздельной переработке мусора.
Выделим, при изучении раздела «Ребенок и природа», необходимо дать детям основы знаний о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о правилах поведения в природе, о ядовитых растениях; о контактах с животными.
Таким образом, современный уровень и темп развития жизни показывает необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и в природе, это требует особого развития в данном направлении, как педагогов, так и родителей и детей. Дети настолько уязвимы и открыты для самых разных опасных ситуаций, что взрослые должны учить их основным правилам безопасности, воспитывать самостоятельность и ответственность за своё здоровье, выполнять основные правила безопасного поведения в природе. Дети должны научиться распознавать опасные ситуации, предвидеть их.
Список литературы
1. Кириллов Г. Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности / Г. Н. Кириллов // Право и безопасность. – 2017. – № 1. – С. 24- 37.
2. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 8. – С. 98–106
3. Сорокина Н. А. Педагогические условия воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников/Н. А. Сорокина // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 2 (74). – С. 90-100. -
4. Формирование у дошкольников представлений о безопасном поведении в природе / Т. А. Ермакова, Е. И. Шагалина, А. Х. Мусифуллина [и др. ] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 16-19.