Папки-передвижки

Роль ползания в развитии мышления ребенка

Ольга Разова
Роль ползания в развитии мышления ребенка

Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Впоследствии начинаются трудности при освоении велосипеда и традиционных подвижных игр. Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью».

Публикация «Роль ползания в развитии мышления ребенка» размещена в разделах

Для многих детей характерны задержки и искажения речевого развития. Они поздно начинают говорить, речь их невнятна, ограничен словарный мозг очень консервативен.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — базовая нейропсихологиче-ская технология, направленная на активизацию всех этих ресурсов пластичности мозга. Ее основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван методом «замещающего онтогенеза». Мы проходим еще раз вместе с ребенком все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки. И, как показывает 20-летний опыт широкого внедрения МЗО, добиваемся благосклонности мозга. Он начинает работать хорошо.

Пространственное мышление – важный элемент умственной деятельности человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении. Пространственное мышление – важный познавательный психический процесс, определяющий развитие интеллекта. Его формирование проходит длительный многоступенчатый путь,

Пространственные представления формируются поэтапно: 1) ближнее пространство собственного тела; 2) дальнее, внешнее пространство (от рук, глаз, ушей); 3) речевое «квазипространство», отображение пространственных представлений в речи (левое—правое, выше—ниже, перед—после, к — от, цифры 6—9, буквы Р—Ь—Б и т. д.). Более того, они начинают закладываться, когда ребенок поворачивается в лоне матери, разворачивается, проходя родовые пути, переворачивается с живота на спину, садится и ползает.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движения, также способствует улучшению межполушарного взаимодействия – ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука-левая нога, которое регулируется противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие – у ребенка появляется необходимость использовать оба глаза, и он начинает сводить их вместе.

Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от рецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела, о соотношении внешних объектов и тела, а значит, формируется возможность обозначения этих соотношений словами, приходит понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно-временных, причинно-следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточна развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме: грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

Если ребенок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребенка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.

Пример упражнений из программы «В диалоге с мозгом» Семинович А. В.

Ползание (хождение на четвереньках) вперед-назад, влево-вправо для усвоения ориентации в пространстве.

При развитии общедвигательного репертуара (ползанье, хождение на четвереньках и т. д.) желательно, чтобы ребенок преодолел 6—8 метров.

В 3—4 года вначале вполне достаточно преодолеть 5—6 метров. Для старших дошкольников полезно увеличить это расстояние до 8—10 метров. Эти упражнения имитируют все этапы развития ребенка, начиная с внутриутробного периода до периода, когда он встал. Потому следует уделить им особое внимание.

Сюжетный контекст — «Пустыня».

Вспомните, какая погода стоит в пустыне, кто там живет и что растет. Превращаемся в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку», например, проползти между ножек стула или сквозь свернутый физкультурный мат или соответствующий предмет из «крупных форм» и т. п.

Попросите ребенка поползать на животе. Внимательно наблюдайте за ним, фиксируя свое внимание на проблемных зонах ребенка и помогая ему. Если ребенок ползет, игнорируя ноги, ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылку с водой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выполнение задания. Главное — не жалейте времени: с ползанья началось интенсивное развитие ребенка! «Попросим» мозг еще раз включиться в этот процесс!

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль ползания в развитии мышления ребенка
Опубликовано: 6 мая 2020 в 22:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД