Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников

Юлия Седых
Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников

Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу. Девизом школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это сделать самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет развивающая среда,где есть необходимые составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.

Задачи направленные на развитие познавательных процессов:

Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с сенсорными эталонами;

• Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;

• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;

• Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Успешно решить данные задачи помогает методика М. Монтессори. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей» – говорила Мария Монтессори.

Основной ее девиз «Помоги мне это сделать самому».

Ключевые моменты данной методики:

Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.

•Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.

•Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. •Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего возраста действовать независимо от взрослых. •Формирование высокой самооценки, творческого мышления. •Гуманизм.

Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.

Очень важное значение, М. Монтессори придавала игровому дидактическому материалу.Требования к нему:

• авто дидактическим, т. е. приспособленным к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет ;

• изолированность;

• эстетичность;

• внутренний контроль;

• реалистичность предметов;

• соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Обязательна презентация детям каждого материала. Вот например материалы, которые используются в работе. Дети учатся обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Они переливают воду, пересыпают зернышки, застегивают и расстегивают одежду и др. Эти умения приходят к ребятам в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их, а также способствует развитию мелкой моторики.

Основные материалы,организующие дидактическое пространство для упражнений в практической жизни детей:

Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка для вытирания пролитой воды).

Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).

Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.

Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором, совок, щетка, все сложено в общую коробку).

Упражнения для развития чувств. Для развития зрения: различные пирамидки, башенки, цветные таблички) Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.

Для развития осязания – шершавые таблички.

Для развития термического чувства –термические бутылочки. Для развития обоняния – баночки с запахами.

Для развития стереогностического чувства –геометрические тела.

В результате работы с сенсорным материалом дети группы легко приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения (понятия «большой –средний –маленький», «толстый –тонкий», «длинный –короткий», «высокий –низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета; различают шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы, подбирают пары шумов и звуков;различают предметы: плоский, объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий – теплый – холодный, сладкий –кислый –горький –соленый; успешно работают кистью и красками, пластилином.

В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании детей. Для детей дошкольного возраста это очень важно, именно в этом возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки (умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть свое место; поработал, убери материал на своё место).

Развитие ребенка по методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности -личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

По ФГОС, «к целевым ориентирам дошкольногообразования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения и до школьного образования : – ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; – ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. – ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную». Как раз этому и учатся дети в Монтессори –группах: свободно, без принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь, потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе растущего ребенка. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Основная идея М. Монтессори заключается в том, что ребенок – это уникальная личность, и нужно сделать все необходимое для его развития.В соответствии с этим педагогика основывается на трех составляющих: – сам ребенок, его базисные потребности и законы естественного развития; – специально организованная среда ; – подготовленный педагог.

Литература

1. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Мария Монтессори. Помоги мне это сделать самому. - М.:Карапуз,2004.

2. Сорокова М. Г. Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори. - М., 1998.

3. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и в школе. -М., 1997.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 01:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 января. Всемирный день почерка и ручного письма

Компьютеры и электронные гаджеты распространены повсеместно, люди привыкли пользоваться разнообразными мессенджерами. Современный человек почти не использует ручки, карандаши и обычную бумагу для...

23 января. Всемирный день снега

Всемирный день снега отмечается в предпоследнее воскресенье января. Этот праздник учрежден для популяризации зимних видов спорта и активного, здорового образа жизни. Праздновать День снега надо зимними...


Горячие темочки