Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль «ситуации успеха» в развитии познавательной активности у детей с ЗПР»

валентина тюрина
Консультация для воспитателей «Роль «ситуации успеха» в развитии познавательной активности у детей с ЗПР»

В развитии ребенка чрезвычайно велика роль познавательной активности. Она является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества. С одной стороны познавательная активность зависит от развития интеллекта, а с другой – развитие всех психических процессов зависит от познавательной активности ребёнка. Таким образом, получается замкнутый круг и выход из этого круга в профессионализме педагогов. Обучающая деятельность педагога в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирования у ребёнка потребностей получения новых знаний и новой информации, что в работе с детьми с ЗПР очень сложно.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль „ситуации успеха“ в развитии познавательной активности у детей с ЗПР“» размещена в разделах

На сегодняшний день невозможно решать задачи развития познавательных интересов, любознательности, исследовательской инициативы детей без использования передовых педагогических технологий.

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.

Изучив материалы, представленные в научной и методической литературе, для развития познавательной активности детей с ЗПР целенаправленное, систематическое использовала следующих технологии:

- создание ситуации успеха (А. С. Белкин);

- технология проблемного обучения;

- технология развивающих игр (Б. П. Никитин);

- использование метода экспериментирования (О. В. Дыбина).

Для детей данной категории важную роль играет эмоциональная поддержка. Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта. Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи. Непросто, но желательно установить добрые отношения с такими детьми. Основным приёмом, помогающим наладить эти отношения, являются «эмоциональные поглаживания» : обращение к ребёнку только по имени, похвалы, одобрение, добрый, ласковый тон, ободряющее прикосновение и т. п. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «легче бывает делать своё дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя с самой положительной стороны».

В решении данной проблемы помогает использование технологии А. С. Белкина. Данная технология, разработанная автором для детей школьного возраста, была адаптирована для дошкольников с нарушением психического развития. Данная категория детей полностью зависит от взрослого, это дети со слабо развитой эмоционально-волевой сферой, дети нуждающееся в постоянной педагогической поддержке взрослого. Самооценка ребёнка формируется на основе мнения о нём взрослых людей, воспитателей. Он смотрит на воспитателя «как на совесть, ум и честь» (Белкин А. С.).

Задача педагога - дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание ребёнком ситуации успеха :

- Формирует мотивацию познавательной деятельности и, как результат развивает познавательные интересы, которых ребёнка с ЗПР катастрофически не хватает.

- Позволяет дошкольнику почувствовать удовлетворение от умственного труда.

- Стимулирует к высокой результативности труда.

- Корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку.

- Развивает инициативность, креативность, активность;

- Поддерживает благоприятный психологический климат.

Технологически ситуация успеха обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и не вербальными средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

В работе с детьми придерживаюсь основных принципов:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом включается в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Ребёнок видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. Он погружён в «ситуацию успеха», здесь нет других вариантов, ведь он ищет решение проблемы вместе с воспитателем и не важно кем он выступает в данной ситуации инициатором или помощником.

2. Передача инициативы от взрослого ребенку.

Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. В данной ситуации ребёнок всегда «молодец», здесь необходимо отметить его старания, его успехи, даже если они не видны на первый взгляд.

3. Безоценочность.

Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Я стремилась к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировала внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

В своей работе использовала следующие технологические операции создания ситуаций успеха : (Белкин)

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

2. Авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребёнок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

3. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи не справиться…”

4. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”.

5. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Так хочется поскорее увидеть…”

6. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось…”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

«Ситуация успеха» потому и «ситуация», она не может быть постоянной, бесконечна и, в общем-то, не заслуженна. В таком случае ребёнок не поймёт её, не сможет прочувствовать, и более того, он привыкнет постоянно находиться в данной ситуации. В школьной жизни, при малейших неудачах ребёнку трудно будет понять, что же от него хотят, ведь он не привык работать, ему требуется постоянная похвала не за что, просто так. Тогда какой же активности от него ждать. Совсем другое дело, когда воспитатель сам создаёт «ситуацию успеха», вроде бы и не за что. Такой приём у Белкина называется «авансированная похвала». Но, в данной ситуации, педагог даёт ребёнку возможность прочувствовать радость от успеха, что в дальнейшем ребёнок САМ стремился к этому чувству, трудился, чтобы испытать его ещё и ещё раз.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.

Данная проблема является очень важной и в то же время очень сложной задачей дошкольной педагогики и специальной психологии. Чтобы правильно подойти к решению необходимо иметь понятие о проблеме и обязательно обращаться за помощью к специалистам; психологам, дефектологам, психиатрам, нейропсихологам. В связи с этим уместно привести рассуждения Н. П. Вайзмана о стратегии педагога в работе с аномальным ребенком: «. в настоящее время наука дает ответ, как помочь труднообучаемому и трудновоспитуемому, но рецепта нет. Рецепт составляет сам педагог и воспитатель. В этом ему помогают его эрудиция, культура, гуманизм, одним словом — профессионализм».

Публикации по теме:

Игры для повышения познавательной активности детей с ЗПР «Игры на повышение познавательной активности детей с ЗПР» Подготовила: Учитель-логопед Суркова Мария Александровна Недостаточная.

Консультация для педагогов «Влияние фокусов на развитие познавательной активности детей» Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль «ситуации успеха» в развитии познавательной активности у детей с ЗПР»
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 19:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД