Папки-передвижки

Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний

Лилиана Зиннатуллина-Нухова
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний

Цель:

Расширять знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников. Учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач, совершенствовать умение результативно работать в группах.

Публикация «Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний» размещена в разделах

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания на основе сказок являются: использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности; организация комплексной работы со сказкой; создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несёт в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт.

Что даёт нам сказка?

Определим функции сказки:

- помогает реализовать эмоциональные потребности;

- реализовать познавательные потребности;

- расширяет круг представлений о мире и человеческих отношениях;

- пробуждает фантазию, творческую активность;

- помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации);

- расширяет экологические знания;

- знакомит с экономическими знаниями;

- знакомит с традициями и бытом народностей;

- коррекционную направленность.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

И в народных и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Как коза избушку построила», «Жадная старуха», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»);

- сказки, отражающие труд («Терем-теремок», «Хаврошечка», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», К. И. Чуковский «Федорино горе»);

- сказки, рассказывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. (К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво»);

- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчётли-вость, практичность, бартер и др. («Лисичка со скалочкой», «Лиса и козёл», «Мальчик с пальчик», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Заюшкина избушка», С. Г. Аксаков «Аленький цветочек»).

Методы ознакомления дошкольников со сказкой:

- чтение воспитателем сказки, т. е. дословная передача текста (сказки, которые невелики по объёму, рассказывают детям наизусть, большую же часть произведений мы читаем по книге);

- рассказывание, т. е. более свободная передача текста («Кот в сапогах», «Заюшкина избушка», при рассказывании допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. ;

- использование дидактических игр, помогающих закрепить результат (д/и «Отгадай мою сказку, «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я» (описание героев) и др., все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ;

- повторное чтение (небольшую сказку, которая вызвала интерес у детей, мы повторяем, используем ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, которые способствуют более ясному восприятию; драматизация сказки, в которой ребёнок выполняет роль сказочного персонажа – это способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность);

- беседа по сказке (комплексный приём, часто включающий в себя ряд простых приёмов – словесных и наглядных):

а) вводная (предварительная);

б) краткая (заключительная, акцентирующая внимание детей на моральные качества героев («Муха-Цокотуха»);

в) беседы, отвечающие на вопросы, требующие мотивации оценки.

Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.

Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Подготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗОПодготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗО Одним из важнейших педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений портретной живописи является создание в группе спокойной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 16:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний» (включая файлы) размещена пользователем Лилиана Зиннатуллина-Нухова (УИ 2317009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД