Татьяна Гицевич
Роль словесных дидактических игр в умственном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль словесных дидактических игр в умственном развитии детей.
Игра для них- учеба, игра для них труд,
игра для них серьезная форма воспитания.
Н. К. Крупская.
Научить ребенка думать, - нелегкая задача, стоящая перед педагогом, нужно помнить, что умственный труд очень тяжел.
Одной из основной задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления речи.
Публикация «Роль словесных дидактических игр в умственном развитии детей» размещена в разделах
Словесные дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи в начале под руководством педагога, а затем и в самостоятельной игре. Игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Словесные дидактические игры являются самыми сложными, поскольку заставляют оперировать представлениями, мыслить о вещах, с которыми в то время они действуют. Игры со словом давно известны в педагогике. Всем известны игры -потешки - "Ладушки", "Сорока- ворона", "Идёт коза рогатая. ", они первые учителя маленьких детей.
В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Словесная дидактическая игра- доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности, мышления у детей. Словесная игра не требует специального материала, условий, а требует лишь знания педагогом самой игры.
Словесные игры для детей дошкольного возраста направлены на:
1. Развитие речи.
2. Уточнение и закрепление словаря.
3. Воспитание правильного звукопроизношения.
4. Умение считать.
5. Ориентироваться в пространстве.
6. Развитие мыслительной способности детей.
Предлагаю несколько игр, направленные на активизацию речевого развития детей :
- игра «Веселые рифмы»(свечка. печка; трубы -. губы; ракетка. пипетка; сапоги - пироги и т. д. ;
- игра «Придумай (закончи) продолжение» - Бабушка сделала вкусный салат и положила его куда?. (в салатницу)
• Папа принёс конфеты и положил их. (в конфетницу) и т. д.
- игра «Летает - не летает». Педагог предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает» :
- игра «Два – две» - Стол - два…стола, слива – две…сливы.
Кот - два …кота, кошка – две…кошки чашка – две…чашки
- игра «Съедобное - несъедобное», «Живое-неживое», «Назови три слова», «Подбери признак», «Что бывает сладким (кислым, солёным?», «Будь внимательным!», «Назови одним словом», «Кто, кем (чем) будет?», игра-наоборот: "Кто кем был?".
Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. В словесные игры можно играть с детьми везде и всюду: по дороге в детский сад, на улице, по дороге домой, в транспорте, дома. Включать их в любое время в режимных моментах. Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. А ребёнок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
В каждую игру можно играть с одним ребенком, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей - это поможет сделать добрее и веселее совместную жизнь. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться.