Елена Панова
Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста
«… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства,
которые он при этом испытывает,
самые настоящие»
Л. С. Выготский
Публикация «Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Современное общество предъявляет к выпускникам дошкольных образовательных учреждений новые требования, ведущие к пересмотру направлений образовательного процесса, определяющих развитие личностной, познавательной и эмоциональной сферы.
Сегодняшние дошкольники должны обладать высоким уровнем коммуникативных умений и навыков, быть инициативными, любознательными, умением жить среди людей, отвечать за свои поступки. Огромную роль в этом играет целенаправленное развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Сформированность данной компетентности в дошкольном детстве позволит понимать себя и окружающих, быть успешной личностью.
Ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Ей присущи: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Ролевая игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища и т. д. Ролевая игра – самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутренне ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности вызывает сопротивление, дается с трудом.
ЦЕЛЬ. Создание картотеки ролевых игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
ЗАДАЧИ
Подобрать ролевые игры на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Ввести игры в различные режимные моменты
Апробировать методику проведения ролевых игр среди детей старшей группы
Произвести диагностику результативности использования ролевых игр для развития эмоциональной сферы
Диагностика
эмоциональной сферы ребёнка (Л. П. Стрелкова)
Методика 1. «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам».
Диагностический материал:
картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке.
Проведение исследования:
Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и просит рассказать об этой картинке. Можно облегчить ответ, задав вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо, а кто поступил плохо».
Описание теста.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Цель исследования: определить особенности оценки ребёнка ситуаций, изображенных на картинке (добрый поступок, ребенок уступил место в транспорте, мама ругает детей, жадный мальчик).
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р. Р. Калининой.
баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Методика 2. «Изучение социальных эмоций у дошкольников».
Данная методика предназначена для выявления системы представлений
ребёнка о том, как он оценивает окружающих, сверстников, поступки.
Как, по его мнению, нужно поступать в разных ситуациях, как соотносятся эти представления между собой.
Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:
. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
. Можно ли обижать животных? Почему?
. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций.
. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
. Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных: При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.
Выводы
Анализ экспериментальных результатов показал, что подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе сопереживания и сочувствия возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.
Методика 3. «Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста».
Данная методика предназначена для изучения эмоционально-личностной сферы ребенка путем беседы с детским психологом для выявлений чувственных проявлений.
Выделяют 3 уровня развития эмоциональной сферы :
При низком уровне ребенок:
умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;
умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;
умеет различать эмоции в интонациях речи;.
При среднем уровне ребенок :
умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;
умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;
умеет различать эмоции в интонациях речи;
умеет выражать основные эмоции через интонации речи;
При высоком уровне ребенок:
умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;
умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;
умеет различать эмоции в интонациях речи;
умеет выражать основные эмоции через интонации речи;
использует основные выразительные средства для передачи образа героя;
Методка № 4. Чувственные проявления
Интенсивность Обстоятельства 01234 Сверхчувствительность Возбуждаемость Капризность Боязливость Плаксивость Злобность Веселость Завистливость Ревность Обидчивость Упрямство Жестокость Самомнение Агрессивность Нетерпеливость
- нет, 1 - немного, 2 - средне, 3 - очень много, 4 - крайне много;
Ожидаемые результаты
Дети научатся помогать самим себе, т. е. овладеют методами саморегуляции, что позволит им справиться со своими страхами, быть уверенными в себе,
познакомятся с методами «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности,
будут понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, смогут управлять своим поведением.
Игры для преодоления затруднений в общении
Цель: развитие коммуникативных навыков
«Утка, утка, гусь
«Доброе животное»
«Гуляем по парку»
«Сиамские близнецы»
«Поводыри»
«Бабочки и слоны
Игры на снятие детских страхов
Цель : овладение методами саморегуляции, позволяющими ребёнку справиться со своими страхами
«Неваляшка»
«Кораблик»
«Мыши и мышеловка»
"Худдожники-натуралисты"
Игры на снижение агрессии
Цель: снижение агрессии у детей, ослабление негативных эмоций
«Два барана»
«Курицы и петух»
«Тигр на охоте»
«Штурм крепости»
Игры на развитие эмоциональной отзывчивости
Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, создание положительного эмоционального климата в группе.
«Помоги сверстнику»
«Мама и детёныш»
"Слепой танцор"
"Доктор Айболит"
Игры на снятие психо-эмоционального напряжения у детей
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения у детей
«Ты-лев»
«Стойкий оловянный солдатик"
«Солнечный зайчик»
«Торт"
«Сломанная кукла»
«Путешествие на голубую звезду»
"Полёт птицы"
Игры для развития воображения, мимики, жестов, движений
Цель. Формирование у детей воображения, выразительных средств мимики, жестов, движений.
«Школа зверей"
«Садовник"
«Джинн"
«На рыбалке»
"Пофессии"
Таким образом, использование созданной картотеки будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, в результате которой дети смогут управлять своими эмоциями, будут более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявлять сочувствие к окружающим, оказывать им помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Информационные ресурсы
1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М. : АКРТИ, 2003.
3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М. : ГИЦ «Владос», 2010.
4. Ковалец И. В. Азбука эмоций. М. : ГИЦ «Владос», 2004
5. Челищева М. Н. Влияние игровой деятельности на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. //www.dets.psyholog.bu.
6. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=797721