МААМ-картинки

РППС в группе раннего возраста в условиях ФГОС

Елена Сергеевна Сорокоумова
РППС в группе раннего возраста в условиях ФГОС

Пояснительная записка.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Важнейшим условием реализации образовательной программы АНО ДО «Интеллект» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.

Система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра, двигательная и познавательная активность.

В АНО ДО «Интеллект» созданы условия для :

Публикация «Рппс в группе раннего возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах

освоения детьми 5 образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие);

реализации разных видов детской деятельности;

проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

Образовательная среда в АНО ДО «Интеллект» предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Общеобразовательная программа АНО ДО «Интеллект» предъявляет ряд требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе, а именно:

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

необходимые условия для организации инклюзивного образования;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной в соответствии с возрастными возможностям детей и с содержанием Программы.

Обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях);

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей).

5. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть полифункциональной:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);

наличие полифункциональных предметов.

6. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной:

наличие различных пространств и оборудования (для игры, конструирования, уединения и пр., обеспечивающих свободный выбор детей;

сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

7. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступной:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений учреждения, где осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

8. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть безопасной (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Основные принципы организации среды.

Оборудование помещений АНО ДО «Интеллект» должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать целостность образовательного процесса в АНО ДО «Интеллект», в заданных ФГОС ДО образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области создано следующее.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др., созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры детского сада, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

В АНО ДО «Интеллект» обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Предметно-пространственная среда АНО ДО «Интеллект» обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.

Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.

В АНО ДО «Интеллект» имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В Организации могут быть созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

Предметно-пространственная среда в АНО ДО «Интеллект» обеспечиваются условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда АНО ДО «Интеллект» обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.).

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей.

Помещения АНО ДО «Интеллект» и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В АНО ДО «Интеллект» созданы условия для информатизации образовательного процесса.

Для этого желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях АНО ДО «Интеллект» имелось оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.).

Обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений АНО ДО «Интеллект» к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.

Компьютерно-техническое оснащение АНО ДО «Интеллект» используется для различных целей:

для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;

для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Физкультурный уголок:

физкультурный инвентарь для осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми, в т. ч. и самостоятельной двигательной деятельности;

физкультурные пособия (схемы, иллюстрации, книги, фото и видеоматериалы);

атрибуты для подвижных игр;

выносной материал.

Содержание физкультурного уголка должно постоянно обновляться и соответствовать времени года и содержанием физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Музыкальный уголок:

музыкальные игрушки и инструменты;

дидактические пособия (иллюстрации – музыкальных инструментов, книги – «Музыкальный букварь», о композиторах и т. д.);

портреты композиторов; фотографии детей, играющих на инструментах;

дидактические игры (настольные и атрибуты для музыкально-ритмических игр);

магнитная доска или наборное полотно (младший возраст – сюжет песен, старший – нотный стан);

ТСО, аудио, видеозаписи;

костюмы, музыкальный инвентарь (ленты, платки и т. д.).

Книжный уголок:

книги;

репродукции с картин известных художников;

материалы для ремонта книг;

детские рисунки на темы художественных произведений, тематические альбомы;

иллюстрации разных художников к одному произведению (старший дошкольный возраст);

реквизиты разных видов театра (теневого, пальчикового, театра «бибабо» и др.).

Требования:

1. Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

2. Хорошая освещенность в течение дня (недалеко от окна, в вечернее время наличие светильника).

3. Эстетичность оформления.

4. Материал должен обновляться, в зависимости от тематики необходимо организовывать выставки (юбилей писателя, «неделя книги», «Наши любимые книги»).

5. Соответствие возрасту :

младший дошкольный возраст – 3-4 книги (на полке) в нескольких экземплярах, остальные хранятся в шкафу;

Игровые уголки:

творческие игры: сюжетно-ролевые игры, театрализованные, режиссерские;

строительные игры;

развивающие игры: дидактические игры, мозаики, игры на развитие мелкой моторики и т. д.

Уголок творчества:

материалы для изобразительной деятельности и ручного труда.

Требования к подбору материала:

в младшем возрасте минимальный перечень: бумага разного формата, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;

Уголок природы:

комнатные растения с паспорту;

календари природы и погоды;

иллюстративный материал;

выставки детских работ: рисунки, композиции и поделки из природного материала;

материал для организации опытно-экспериментальной работы;

сезонные выставки (осень – «Наш урожай», «Букеты осени»; зима – «Огород на окне», февраль – ветки деревьев – сравнительные наблюдения: набухание почек и т. д.);

семена, плоды и гербарии растений;

орудия труда для организации трудовой деятельности детей в уголке природы.

Уголок основ безопасности жизнедеятельности в социуме (на улице, дома, в транспорте) :

книги, иллюстрации;

дидактические игры;

макет дороги, знаки;

атрибутика для игр;

ТСО, аудио, видеозаписи.

Содержание игровых и познавательных зон должно постоянно обновляться, соответствовать времени года, возрастным особенностям детей, подбираться в соответствии с комплексно-тематическим планированием данной образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей.

Мы работаем по образовательной программе АНО ДО «Интеллект», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной авторским коллективом под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Игра для наших малышей – основной вид деятельности. Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры, поэтому начнём мы свой рассказ с игровых уголков.

Итак, «кухня». Девочки, так и мальчики с большим удовольствием надевают фартучки и готовят куклам обед, устраивают чаепитие, угощают различными фруктами и овощами друг друга.

Уголок под названием «Парикмахерская», где девочки, а иногда и мальчики учатся делать друг другу прически, сушить феном и т. д.

Многие ребятишки очень любят примерять на себя роль доктора. В нашем «медицинском кабинете» для этого есть все необходимое: ящичек с медицинскими инструментами, аптечка с лекарствами, а также множество всевозможных пузырьков с микстурами.

Игры в этом возрасте носят процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением способов действия с различными предметами. Все действия выполняются на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Играя с детьми в сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры, мы показываем детям значимость той или иной профессии в жизни детей, учим детей не бояться доктора, парикмахера и прививаем понимание того, что каждая профессия очень интересна и важна.

Дидактический стол в группах раннего возраста незаменим. В одном месте сконцентрированы разного рода игрушки и материалы, разные по направленности развития действий ребёнка.

Следующий уголок «Магазин», малыши, взяв сумочки, с радостью ходят за покупками.

Следующий уголок интересен больше мальчикам, чем девочкам, называется он «Гараж». В данном уголке представлен транспорт на любой вкус: грузовые, легковые машины, самолеты, поезда. Здесь же мы разместили небольшие пособия по безопасности дорожного движения в картинках, которые были бы понятны нашим малышам!

Ребята также очень любят играть в различные дидактические игры сенсорного характера – игры с прищепками, мозаики, пазлы – все это находится вот здесь, в Центре познавательного развития, и также является неотъемлемой частью предметно-развивающей среды группы раннего возраста.

Уголок конструирования содержит крупный и мелкий настольный конструктор, деревянные кубики и кирпичики, с помощью которых малыши с большим интересом создают свои первые постройки!

Так как предметно-развивающая среда в группе раннего возраста должна содержать множество различных уголков, – нам приходится совмещать несколько центров в одном месте, поэтому здесь же представлен Театральный уголок с ширмой и различными сказочными персонажами.

Музыкальный уголок оснащен основными музыкальными инструментами, такими, как: ксилофон, бубен, маракасы, деревянные ложки, дудочки, а также Самая любимая у детей – музыкальная шкатулка. Здесь же у нас находится книжный уголок, в котором подобраны книги, соответствующие нашему возрасту и уголок ИЗО, где малыши любят рисовать и раскрашивать картинки, создавая свои первые шедевры.

Есть у нас в группе и уголок двигательной активности, в котором размещено все необходимое для физического развития малышей – массажные дорожки, кольца, кегли, мячи.

Спальная комната в каждой группе «Интеллект» – это отдельное помещение, где у каждого малыша своя удобная кроватка.

Туалетная комната оборудована маленькими умывальниками с сенсорными кранами – здесь мы с малышами учимся основным культурно-гигиеническим навыкам – мыть ручки с мылом и насухо вытирать своим полотенцем. Горшочки и ячейки для полотенец помечены картинкой, которая наклеена на шкафчике ребеночка, что позволяет деткам быстро запомнить свой горшочек и место своего полотенчика.

Вся развивающая работа с детьми построена с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Воспитательно-образовательный процесс в детских садах «Интеллект» строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. Предполагает работу в четырех направлениях: образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

С режимом дня и расписанием занятий вы можете познакомится в информационном уголке в раздевалке.

С детьми работают следующие педагоги: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальны руководитель, педагог английского языка, хореограф.

Занятия проходят как в специально оборудованных помещениях, так и в группе.

Благодаря созданию для детей особой комфортной и эмоционально-благоприятной атмосферы, адаптация у большинства малышей нашей группы проходит достаточно легко.

Публикации по теме:

Построение Рппс в соответствии с ФГОС (логопедический кабинет) Создание развивающей предметно-пространственной среды является одной из задач «Адаптированной коррекционно-развивающей программы обучения.

Фотоотчет «Условия успешного речевого развития в условиях ФГОС» во второй группе раннего возраста от 2 до 3 летФотоотчет «Условия успешного речевого развития в условиях ФГОС» во второй группе раннего возраста от 2 до 3 лет Фотоотчет "Условия успешного речевого развития в условиях ФГОС во второй группе раннего возраста (от 2до 3 лет)" Цель речевого развития.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного.

Оформление Рппс группы раннего возраста для адаптации детей Адаптация — это процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы (то есть поддержание её основных параметров).

Организация Рппс группы раннего возраста «Сказка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Сказка» в соответствии требованиям федерального государственного.

Положение о смотре-конкурсе на лучшую организацию Рппс в соответствии с ФГОС ДО по речевому развитию УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №» ___И. О. Фамилия от «___»___2019 г. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе на лучшую.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста по ФГОС  Что такое предметно-развивающая среда или предметно-пространственная среда? Это часть образовательной среды, которая представляет собой.

Проект Рппс «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» в средней группе ПРОЕКТ «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в средней группе.

Содержание Рппс группы старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Образовательная область «Речевое развитие» 1. «Центр книги» и «Центр речевого развития» - Направление играет существенную роль в формировании.

Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС до Статья «Партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Крылова Ирина Андреевна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
РППС в группе раннего возраста в условиях ФГОС
Опубликовано: 29 сентября 2019 в 21:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД