Лучший педагог года

Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе

гречишкина наталья
Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе

Особое место в русском творчестве занимала традиционная игрушка. Она во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

В этом контексте стоит вспомнить о забытой игре в «чудесный мешочек». Каждый из игроков по очереди достает из мешочка одну из фигурок и затем, с закрытыми глазами, наощупь, находит в мешочке такую же вторую. Если вторая фигурка найдена неправильно, то обе возвращаются назад в мешочек, и ход делает следующий участник. Побеждает тот, кто набрал большее число фигурок.

Публикация «Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе» размещена в разделах

Эта игра является очень полезной для развития ребенка. Во-первых, когда ребенок перебирает в мешочке различные деревянные фигурки, невольно происходит массаж кистей рук. Это особенно полезно, если ребенок испытывает недостаток тактильных ощущений. В повседневной жизни недостаток тактильных ощущений может проявляться в привычке сосать палец, соску. Во-вторых, игра также тренирует мелкую моторику. В-третьих, развивается воображение и память малыша.

Почему же так важно развивать у ребенка воображение? Развитие воображения происходит наиболее активно в дошкольном возрасте. Сказочные, фантастические образы ребенок воспринимает как реальные. Его собственный жизненный опыт еще слишком невелик, поэтому воображение помогает возместить его недостаток.

У маленьких детей развито пассивное воображение. Они с легкостью могут представить себе описываемые образы и часто считают их реально существующими. К концу дошкольного возраста воображение активизируется, становится творческим. И ребенок может создавать новые образы самостоятельно. Воображение тесно связано с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, вниманием, памятью, а также речью.

Подобные виды забытых игр вполне актуальны и в современном мире, но к сожалению, мы предпочитаем заменять их гаджетами, не давая детям элементарные представления о мроустройстве. В результате чего дети становятся не способны к социализации, а в дальнейшем и к самореализации.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, то она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что глиняная, деревянная или соломенная игрушка, в отличие от пластмассовой, снимает психологическое напряжение и барьер между ребенком и "миром больших вещей", воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. К сожалению, в следствии подмены традиционного самобытного развития русского ребенка на «Инновационные» гаджеты, в современном мире дети становятся не способными даже к самостоятельной деятельности, не говоря о самовыражении в ручном труде.

В июле 2020гола в детском саду г. Белгорода «Антошка» прошла неделя народной игрушки. Во второй младшей группе дети попробовали сделать игрушку самостоятельно. Данный вид деятельности оказался достаточно сложен в исполнении детей 3-х лет. Оказалось, что для многих деток достаточно сложно даже скатать шарик.

Хотелось бы порекомендовать родителям данный вид детской деятельности, не только для развития мелкой моторики, но также для развития интеллектульного, эстетического и пространственного мышления.

Для работы понадобится: мука, соль и вода- для приготовления теста, кисточки и гуашь – для росписи готовых изделий.

Из муки, воды и соли готовим тесто. Ребенок вылепливает любые изделия (птички, лошадки, куклы, овощи, фрукты, которые в дальнейшем выкладываются на хорошо проветриваемый подоконник или на жарочный лист духового шкафа, где подвергаются дальнейшей просушке. Высушенные, твердые поделки малыш может расписать красками посредством их нанесения на поверхность поделки в виде рельефов и узоров, в соответствии со своей фантазией.

Самостоятельно выполненная игрушка из природных материалов, знакомит ребенка с окружающим миром и помогает развить творческое начало.

Рассматриваемому поколению детей игра с народной игрушкой значительно интереснее и привлекательней современной игрушки. На примере воспитанников нашего детского сада можно сделать вывод, что описываемые игрушки необычны в современном преставлении и уже тем интересны. Они на долго задерживают внимание современного ребенка, являясь не только предметом для любования, восхищения и забавы, но и приобщает малыша к миру абстрактных образов и представлений, эстетически развивает, дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами техники и механики.

Воспитатели нашего детского сада «Антошка» стараются развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Все занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников. Хотелось бы надеяться, что описанные в данной статье виды детской деятельности найдут поддержку родителей наших воспитанников и вновь закрепятся в русских семьях, как самобытные неотъемлемые формы взаимообщения поколений.

Библиографический список:

Агаева И. В. Возвращение к истокам. - М. 2004.

Жулаева Н. В. Глиняная игрушка. Журнал Народное творчество. №4 2004.

Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство - детям. - М. 1976.

Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М. 1984

Блинов, Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке [Текст] / Г. М. Блинов. - М. : Детская литература, 1977. - 190 с.

Богуславская, И. Я. Промыслы без «сувенирщины» [Электронный ресурс] / И. Я. Богуславская // Санкт-Петербургские Ведомости: периодическое электронное издание. - Режим доступа: https://pda.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10243094@SV_Guest.

Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богуславская. - СПб. : Искусство, 1975. - 148 с.

Булгакова, А. Н. Хочется вернуться [Электронный ресурс] / А. Н. Булгакова // Web-cайт гильдии мастеров художественных мастерских «Арт-Терем». - Режим доступа: https://www.traditions.ru/articles/dymigrushka.html.

Дайн, Г. Л. Русская игрушка [Текст] : из коллекции худож. -пед. музея игрушки АПН СССР, г. Загорск / Г. Л. Дайн. - М. : Сов. Россия, 1987. - 196 с.

Публикации по теме:

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Русская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возрастаРусская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возраста Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная игрушка и ребенок младшего дошкольного возраста в современном обществе
Опубликовано: 19 июля 2022 в 23:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД