МААМ-картинки

Русский язык. 3 класс. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже

Светлана Якушева
Русский язык. 3 класс. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже
▼ Скачать + Заказать документы

Урок русского языка в 3 классе.

Составила: учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Якушева С. В.

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже.

Тип урока: ОНЗ

Тема: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Публикация «Русский язык, 3 класс, Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже» размещена в разделах

Цель урока: формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже 1, 2, 3 склонений и употреблять их в речи.

Задачи урока:

- выработать последовательность действий при написании падежных окончаний имён существительных в родительном падеже 3 – х склонений, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений;

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей;

- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы и работать по плану;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);

- строить рассуждения;

- устанавливать причинно-следственные связи

- оформлять свои мысли в письменной речи;

- слушать и слышать других;

- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

Предметные:

- различать существительные в родительном падеже;

- правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Оборудование:

- учебник «Русский язык 4 класс» к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого;

- компьютер;

- мультимедийная презентация;

- ноутбуки учащихся.

Ход урока:

Организационный момент. Мотивация. Слайд2

- Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

- Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость).

- Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

Проверить правильность посадки.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спинка – прямая.

Подготовка тетрадей к работе (запись числа, классная работа)

- Вы начать урок готовы? На слайде по щелчку появляется запись

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

Актуализация опорных знаний. Слайд 3

- Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

- Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое).

- Вы уже знаете, что наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок (память, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня нам этот сундучок понадобится.

а) Индивидуальная работа:

- Мы продолжаем исследовать части речи.

- Отгадайте часть речи, зачеркивая все буквы а ё Слайд 3 на слайде по щелчку появляется запись

Аимяасуёщесатвиётеальноеё

б) Мобилизующий этап. Коллективная работа:

Логическое упражнение. Слайд 4

Ученики 4-го класса бывают забывчивы. Сегодня у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Определите, что каждый из детей оставил дома?

Дети повторяют текст упражнения и доказывают правильность своих суждений : Слайд 5

Ученики 4 класса бывают забывчивы. Сегодня на уроке у Саши, Димы, Сережи нет альбома, тетради, книги. У Саши нет тетради, а Дима не забывал альбома. Значит, у Саши нет тетради, Дима забыл книгу, а Сережа – альбом.

Слайд 6

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, определив падеж имен существительных во втором предложении логического упражнения. Но для начала составьте

Алгоритм выполнения задания:

Дети: - тема сегодняшнего урока “Имена существительные в родительном падеже”, так как во втором предложении имена существительные стоят в родительном падеже. Например, нет у кого? У Саши, Димы, Сережи. Нет чего? Альбома, тетради, книги. Это имена существительные в родительном падеже.

Учитель открывает заранее записанную на доске тему урока.

Учитель: Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока.

Г) Проверка индивидуальных работ.

Е) Самостоятельная творческая работа детей. Слайд 12.

-Мы с вами сейчас говорили, что осени посвятили свои творенья многие поэты и писатели. Музыканты тоже писали об осени, но музыку.

-Сейчас я вам поставлю отрывок одного музыкального произведения, которое посвящено разным временам года.

-Закройте глазки, внимательно слушайте, а потом расскажите, что вы представили.

-Итак, какому времени года посвящена эта музыка (Осени)

-Что вы представили себе (дети отвечают)

--Молодцы! Это произведение написал известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Называется оно «Времена года»,а отрывок «Октябрь».

-Писали осенние пейзажи и художники. Перед вами репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень». Слайд 13.

-Что вы видите на ней?

-Что можно описать на этой картине?.(На доске вспомогательные слова).

Дети: небо, шум, краски.

-Я предлагаю вам записать словосочетания, которые можно употребить при описании картины. Я вам называю первые слова словосочетаний, а вы записываете второе из слов для справок, связав их по смыслу. Слайд 15.

Цвет (чего) неба

краски осени

шум ветра

сверкание реки

голос (кого) птицы

след зверя

Слова для справок : река, ветер, птица, осень, зверь, небо. Слайд 14.

- Определите падеж, число выделенных существительных. Давайте вспомним как узнать падеж имени существительного.

Вывод: Все существительные стоят в родительном падеже и в единственном числе.

- Выделим окончания выделенных существительных.

- Сравните окончания. Что мы можем о них сказать?

- Все окончания разные. Слайд 16-17.

ПРОБЛЕМА--- Обратите внимание. Существительные стоят в одном и том же падеже (родительном, в одном и том же числе (единственном, а окончания у них разные. Почему?

3. Постановка цели и задач урока.

-Сегодня на уроке мы вместе с вами попробуем решить эту орфографическую задачу. А вот как?

-Может быть, есть какие-нибудь предположения (высказывания детей)

! (Если не догадаются)

- А как вы думаете, почему разные существительные склоняются по-разному. Посмотрите на эти существительные. Какими грамматическими признаками они отличаются?

- Они разного рода. Река, осень, птица - женского, зверь, ветер – мужского, небо – среднего. А еще существительные : птица и зверь – одушевленные, а существительные : река, ветер, осень, небо – неодушевленные.

- Так, может быть, окончание существительных зависит от их рода? Давайте проверим.

-Так какой же будет цель нашего урока?

(научиться определять род и число имен существительных, чтобы правильно писать их окончания). Слайд 18.

Тема урока: Упражнение в определении падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Слайд 19.

А я - падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

И "с", и "до", и "у", и "из",

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный бываю иногда,

но в тексте различите вы два падежа всегда.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации. Слайд 20-21.

А) Беседа учителя. «Падеж родства».

-Вы послушали стихотворение, которое вам поможет ответить на вопросы Почемучки.

-Итак, на какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже и с какими предлогами употребляется? (Вопросы и предлоги записываются в тетрадях и на доске.)

Запись в тетрадях и на доске. Слайд 20.

Родительный падеж.

Кого? Чего?

С, до,у, из, без, для, около, после.

- Знаете ли вы, почему этот падеж носит такое название? (Предположения детей).

-Родительный падеж действительно означает «полученный от рождения» и даже раньше назывался родственным.

- Придумайте примеры существительных в форме родительного падежа, употребляемых с таким значением. Запишите.

Запись в тетради. Слайд 21.

Дочь Анны, внук знаменитого деда, сын Петра.

-Родство можно понимать и шире. Продолжаем запись.

Ветка березы, листок тетради.

-Мы видим, что существительные в родительном падеже могут указывать на лицо, которому принадлежат предметы. Затем родительный падеж приобрел иные значения, некоторые из них далеко ушли от основного.

Физкультминутка. Слайд 22.

Б) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в значении места.

Выполняется упр. 120. Списать, вставляя пропущенные буквы, объяснить их написание. Найти существительные в родительном падеже, пояснить их значение. (Значение места и принадлежности кому – либо.) Слайд 23.

В) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в значении материала, из которого сделан предмет.

-Ответьте на вопросы полными предложениями. Ответы запишите в тетрадь. Слайд 24.

Из чего делают манную крупу?

Манную крупу делают из пшеницы.

-Из чего получают пшено?

Пшено получают из проса.

-Из чего изготовляют керосин?

Керосин изготовляют из нефти.

-Найдите в ваших предложениях имена существительные в родительном падеже. Укажите их значение.

Г) Существительные в форме родительного падежа, употребляемые в сравнительном значении. Слайд 25.

- Составьте предложения, ответив на вопросы. Предложения запишите. Найдите существительные в родительном падеже. В каком значении употребляются данные существительные в составленных вами предложениях?

-Что толще – нитка или веревка?

Веревка толще нитки.

-Что шире - калитка или ворота?

Ворота шире калитки.

-Что больше – деревня или город?

Город больше деревни.

6. Обобщение и систематизация знаний. Слайд 25-26.

Возврат к ПРОБЛЕМЕ урока (слайд 16,17)

Итак, существительные стоят в одном и том же числе, а окончания у них разные.

Теперь вы знаете почему? (ответы детей).

- Сегодня наш сундучок пополнился новыми знаниями. А какими сейчас вспомним.

С. 69 №126.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 27.

С. 68 упр. №123

8. Рефлексия. Слайд 28.

-Самооценка на лесенке. Успеха.

- Выставляют смайлики на ступеньках лесенки Успеха.

Слайд 29 Молодцы! Всем спасибо!

Публикации по теме:

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Презентация к уроку по теме «Три склонения имен существительных. Закрепление» для обучающихся 5 класса Данный урок был проведен в 5 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Цель урока: закрепить знания в определении склонения.

Методические рекомендации «Формирование предложно-падежных форм имен существительных через игровые упражнения у дошкольников» Задача логопеда состоит в том, чтобы опорой на предмет, игрушку или картинку так задавать ребенку вопросы, чтобы его ответы включали слово,.

Открытый урок «Число имен существительных» Цель урока: - формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 2 класс Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: Федеральный государственный.

Русский язык. 1 класс. Мониторинг. 1 полугодие Диагностическая работа по обучению грамоте (письму) за 2 четверть учени__ 1 класса ___ Задание 1.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Тренажер по русскому языку для учащихся 5 класса с умственной отсталостью «Род имен существительных» В школе, в том числе и в коррекционной, большее значение приобретают электронные формы тестирования. В отличие от бумажных вариантов, электронные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский язык. 3 класс. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 10:55
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русский язык. 3 класс. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Якушева (УИ 1838682) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД