Самоанализ занятия в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»

Ольга Кострикова
Самоанализ занятия в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»

Тема «Чудо-воздух, он везде, соответствует календарно-тематическому планированию старшей группы ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Анализ целей и задач

Занятие состояло из четырёх взаимосвязанных между собой этапов: организационный момент, мотивационно-ориентировочный, поисково- практический, рефлексивно-оценочный. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Установлена связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

Конкретность и реалистичность цели и задач реализуется через соответствие возможностям и способностям детей старшей группы, а так же подготовленности детей к её решению на предыдущих занятиях. А именно:

- имея чувственный опыт и знания о цветах, дети могут сделать вывод о том, что воздух бесцветный;

- на базе развитого чувства обоняния и знания запахов, дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух без запаха;

- основываясь на практическом опыте о свойствах предметов тонуть или плавать на поверхности воды, дети могут сделать вывод о том, что воздух легче воды;

- на базе практического опыта взвешивания предметов ручными весами дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух имеет вес;

- имея практический опыт надувания шаров, дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух внутри нас.

- имея практический опыт наполнять предметы (мешки, целлофановые пакеты, дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух вокруг нас.

Занятие построено на основе синтеза образовательных областей и решения образовательных, развивающих и воспитательных задач, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Задачи:

- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;

- организовать познание детей через самостоятельный поиск;

- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- определить роль воздуха в жизни человека;

- ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Задачи:

- развивать связную, грамматически правильную речь;

- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;

- активизировать речевую деятельность детей.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Задачи:

- повышение умственной работоспособности через двигательную активность;

- соблюдение двигательного режима во время занятия;

- сохранение здоровья и предупреждение утомления.

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).

Анализ организации организованной образовательной деятельности

В ходе проведения занятия я использовала метод исследовательской деятельности - эксперимент, главное достоинство которого непосредственный контакт с предметами и материалами. Его применение дало детям реальное представление о воздухе, познание его свойств, качеств. Для активизации детей были использованы следующие методы: словесный (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение); наглядно - демонстрационный (видеописьмо, показ слайдов, показ наглядных пособий, карты-схемы); практический (проведение экспериментов) и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, анализ и синтез.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Вопросы были четко сформулированы, просты и понятны детям, соответствовали уровню развития детей, задачам занятия. Все дети свободно обращались ко мне за помощью в решении того или иного вопроса.

Анализ занятия открытия нового знания

В начале занятия я предложила детям посмотреть видеописьмо, которое вызвало у них внутреннюю потребность включения в исследовательскую деятельность (т. е. познавательную мотивацию). Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Для проведения экспериментов создала условия, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию подобрала и изготовила демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Продумала расположение и перемещение детей в предметно-пространственной среде, оснащение занятия техническими средствами обучения. Проектор использовался как для демонстрации примеров использования свойств воздуха в жизни, так и для создания эмоциональной обстановки в лаборатории. В работе с детьми использовала эксперименты, развивала логическое мышление, задавая вопросы на установление причинно-следственных связей. Построенное таким образом занятие получилось эффективным для открытия нового знания о воздухе. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности

В ходе занятия старалась поддерживать у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поисково-практического, рефлексивно-оценочного этапов. На протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу и самостоятельность, что способствовало развитию познавательного интереса, активности в исследовательской деятельности. При выполнении экспериментов сочетались следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Для реализации задач я подобрала приемы, которые помогли их решить и были основаны на игровых обучающих ситуациях. В ходе занятия я старалась побуждать детей к активной речевой и познавательной деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Соблюдение двигательного режима и дыхательные упражнения позволили повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, поэтому дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

В ходе занятия на поисково-практическом этапе я планировала развитие личностных качеств дошкольников: целеустремленность, настойчивость, решительность, умение размышлять, добиваться результатов, отстаивать свое мнение, обобщать результаты экспериментов, которые реализовались в исследовательской деятельности.

Краткий инструктаж перед применением колющего предмета сформировал у детей навыки выполнения и первичные знания правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисково-исследовательской деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения. Планировала и осуществила логическую связь между этапами, работу по достижению целевых ориентиров, мотивацию и осмысленное отношение детей к деятельности на каждом этапе.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия эффективна, динамична. Во время занятия простраивала с детьми партнёрские отношения, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала игровой момент, в ходе которого проверка усвоения материала подтвердила успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно словесным поощрением и вручением каждому медали.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приёмов.

Дети проявляли самостоятельность и инициативу в выборе способов действий при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленная в начале занятия цель: открытие свойств воздуха достигнута, задачи выполнены.

Публикации по теме:

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?»Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?» Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе Тема: «Воздух – какой он?» Цель: Формирование первичных элементарных представлений.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Воздух — ты где?» Программные задачи: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Чистый воздух и вода — богатство страны» в старшей группе Цели:дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитывать бережное.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Конспект занятия в старшей группе «Вот так чудо-мастера!» Воспитатель: Лямова Ирина Николаевна МБДОУ №69 г. Шахты занятие вот так чудо- мастера задач: 1. Расширить представление детей об истории.

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Воздух вокруг нас, воздух есть везде»НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Воздух вокруг нас, воздух есть везде» Цель: Обогащение собственного познавательного опыта ребенка средствами опытно — экспериментальной работы. Формирование гуманистически направленного.

Самоанализ мастер-класса «Что за чудо наша ложка» Самоанализ мастер-класса «Что за чудо наша ложка» Уважаемые коллеги, вашему вниманию был представлен мастер-класс по развитию речи в старшей.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Кобозева Лидия Анатольевна воспитатель МКДОУ «Детский.

Самоанализ открытого занятия в старшей группе «Где прячется здоровье?» Цель: обобщение знаний о составляющих здорового образа жизни. Задачи: Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Самоанализ занятия в старшей группе Самоанализ занятия в старшей группе. Тема: «Путешествие на птичий двор». Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Самоанализ занятия в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 16:07
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мое хобби. Чем я люблю заниматься в свободное время.
Рукоделие не от безделия , а для души лечение! Мой девиз свободного времени, которого к сожалению очень , очень мало, но и все же очень люблю творить,...
Мастер-класс по изготовлению игрушки для ёлки «Мандарин»
Очень хороший подарок-сувенир можно не только купить в магазине, но и изготовить самостоятельно. Главное условие-умение владеть элементарными навыками...
Сценарий зимнего развлечения «Заморожу»
СЦЕНАРИЙ ЗИМНЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Заморожу» ( для среднего дошкольного возраста) Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей...
Детский мастер-класс «Озорные Снеговики»
Доброго времени суток, коллеги и друзья, заглянувшие на огонек! Я рада Вас приветствовать у себя на страничке. Вот и остались позади новогодние каникулы!...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за следами на снегу»
Цель: научить детей наблюдать за изменениями, происходящими вокруг нас; развивать познавательный интерес. Ход наблюдения. Воспитатель обращает внимание...