Дина Миненко
Самообразование «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию на тему :
«Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет».
1. Актуальность
Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов.
Публикация «Самообразование „Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у 2–3 лет“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Формирование элементарных математических представлений является важной составляющей интеллектуального развития дошкольников. Математическое развитие – это не только умение считать, решать задачи, но и развитие логического мышления, умения анализировать, видеть общее, делать обобщения и выводы.
Дети младшего дошкольного возраста уже способны обучаться различению количества предметов (один, много, ни одного, сравнению, чего больше, чего меньше, различению предметов по величине, форме, определению положения предмета в пространстве, ориентированию в контрастных частях суток. Следует помнить, что математическое развитие является длительным и трудоёмким процессом для дошкольников. Важно не перегрузить ребёнка информацией, не отбить интереса к занятиям математикой. И здесь на помощь педагогу приходят игры. Благодаря игре, ребёнка легко обучить чему-то для него новому, развить его любознательность, активность. Незаметно для себя ребёнок легко обучается всем азам математической науки. Использование игр по математическому развитию позволяет обогатить математические представления детей, интеллектуально развить дошкольника.
В настоящее время родители стремятся, как можно раньше обучить своих детей всем наукам, тем самым лишая ребят радости познания, постепенного неторопливого открытия нового. Конечно, родители действуют из благих побуждений, но они забывают о том, что важно не количество знаний, а их качество, глубина и при этом сохранение интереса у детей к обучению. Поэтому считаю, что следует вести разъяснительную работу с родителями, показывать обширность, разнообразие приёмов и форм обучения детей математике.
Вследствие выше изложенного, считаю тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет» актуальной для себя на данный момент.
Цель работы по теме самообразования : создание условий для математического развития дошкольников посредством использования развивающих игр.
Задачи:
- изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- составить картотеку развивающих игр по математике для детей младшего дошкольного возраста;
- повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах математического развития своих детей;
-использовать развивающие игры по формированию элементарных математических представлений на занятиях, прогулках, во время совместной и самостоятельной деятельности;
-создать благоприятную развивающую среду для развития интереса у детей к математике.
2. Основная часть
2.1 Подготовительный этап (январь) :
Изучение методической литературы и других источников по теме самообразования. Анализ литературы, составление картотеки развивающих игр по формированию элементарных математических представлений. Выявление отношения родителей к математическому развитию детей в раннем возрасте – опрос.
2.2 Практический этап (февраль – по июль) :
Работа с детьми (совместная и самостоятельная игровая деятельность) :
- Развивающие игры на развитие навыков классифицирования;
- Развивающие игры на формирование представлений о форме предметов;
- Игры на развитие логического мышления;
- Игры, обучающие счёту;
- Математические игры на развитие памяти, мышления, внимания;
- Дидактические настольные игры, игры с предметами, дидактическими пособиями;
- Подвижные игры, способствующие формированию элементарных математических представлений;
- Образовательной деятельности с детьми «Зайка в гости к нам пришел».
Работа с родителями:
- Выявление отношения к математическому развитию в семьях воспитанников. Опрос по теме: «Когда начинать обучать ребёнка математике?»;
- Консультация «Формирование математических представлений у детей 2-3 лет»;
- Совместная работа с родителями, направленная на обогащение предметно-развивающей среды, способствующей математическому развитию;
- Памятка для родителей «Что может знать и уметь ребенок 2-3 лет»;
- Фотоотчёт о проделанной работе «Мы играли, мы играли, очень многое узнали!»
2.3 Этап анализа и выводов (август) :
Обеспечивается обработка результатов: анализ, оценка уровня развития формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет заполняются индивидуальные маршруты развития детей. С младшими дошкольниками, у которых выявлена низкая степень знаний, проводится индивидуальная работа.
План работы (январь – август)
№
Этапы работы
Мероприятие
Сроки проведения
1
Подготовительный этап
Изучение педагогической литературы по вопросам - математика в раннем возрасте.
Обзор информации по исследуемой теме в Интернете
Составление плана работы по теме самообразования.
Опрос родителей по теме «Когда начинать обучать ребёнка математике?»;
январь
2 Практический этап Подбор развивающих игр по формированию элементарных математических представлений;
Игры для развития цветовых представлений у детей раннего возраста.
февраль
3 Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей 2-3 лет»;
Развивающие игры на формирование представлений о форме предметов.
март
4 Обогащение предметно-развивающей среды, способствующей математическому развитию, совместно с родителями;
Игры на развитие знаний о количестве (один, много, мало)
апрель
5 Памятка для родителей «Что может знать и уметь ребенок 2-3 лет»;
Развивающие игры на развитие навыков классифицирования.
май
6 Игры на развитие памяти, внимания, мышления;
Образовательная деятельность с детьми «Зайка в гости к нам пришел».
июнь
7 Самостоятельные игры, способствующие формированию элементарных математических представлений.
Наблюдение за развитием детей в игре. Анализ детской игровой деятельности.
июль
8 Этап анализа и выводов Фотоотчёт о проделанной работе «Мы играли, мы играли, очень многое узнали!»;
Анализ, оценка уровня развития формирования элементарных математических представлений у детей;
Индивидуальные беседы с родителями;
Индивидуальная работа с воспитанниками, у которых выявлена низкая степень знаний. август
3. Заключение
Буду продолжать работу по теме самообразования «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» в следующем году.
Список использованной литературы
1. Арапова-Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду».
2. Кузнецова А. «205 развивающих игр для детей 3-7 лет».
3. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа».
4. Ремизенко Е. В., Рыбина М. Ю., Финогенова Н. В. «Математика в движении».
5. Интернет-ресурсы.