МААМ-картинки

Самообразование «Игры для детей средней группы по методике ТРИЗ»

Елена Подставкина
Самообразование «Игры для детей средней группы по методике ТРИЗ»

МБОУ «Лицей «МОК№2»

Тема по самообразованию :

«Игры по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста»

Выполнила:

воспитатель гр. «Колокольчики»

Подставкина Е. А.

Воронеж 2017г

Пояснительная записка

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Публикация «Самообразование „Игры для детей средней группы по методике ТРИЗ“» размещена в разделах

Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие

Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Цель: Развитие логического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей

среднего возраста на 2017-2018 г.

Месяц Неделя Название игры

Задачи

Сентябрь 2 неделя Игра «Хорошо - плохо».

(роза, компьютер, дождь, рыба, солнце) Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Формировать устойчивость внимания.

Активизировать словарь детей.

3 неделя Игра «Хорошо - плохо».

(конфета, мороженое, огонь) Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

Учить детей логически мыслить.

Учить отвечать на вопросы по цепочке

Воспитывать уважение к сверстникам.

Октябрь 1 неделя Игра "Маша-Растеряша" Умение видеть ресурсы решения проблем.

Ознакомление детей с различными функциями предметов.

Тренировать внимание.

Побуждать отвечать полными предложениями.

2 неделя «Назови части»

(дом, велосипед, машина, самолёт) Дать понятие о том, что объекты состоят из частей.

Учить детей выделять и называть части объектов

Учить, чётко произносить слова.

Называть назначение частей объектов.

Активизировать речь детей.

3 неделя «На что похоже»

(колючка ежа, руль машины, лягушка-по цвету) Активизация речи детей.

Учить называть объекты в соответствии с тем или иным признаком.

4 неделя «Перевертыши» Продолжать пополнение словаря детей антонимами.

Упражнять в быстроте реакции.

Активизация словаря.

Продолжать знакомить со словами «перевёртышами»

5 неделя «Что умеет делать?»

(мяч, телевизор, лягушка, река) Продолжать формировать умения выявлять функции объекта

Активизация словаря.

Учить подбирать к существительным глаголы.

Ноябрь 1 неделя «Раньше-позже»

Учить детей составлять логическую цепочку действий.

Закрепить понятия" сегодня", "завтра", "вчера"

Продолжать развивать речь, память.

2 неделя «Где живет?» Научить детей выявлять над-системные связи объектов живой и неживой природы.

Продолжать развивать речь детей, мышление.

Учить различать объекты живой и неживой природы и называть их.

3 неделя «Мои друзья»

. Учить детей находить общие свойства и функции с объектами.

Продолжать развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь

4 неделя «Найди друзей» Учить детей правильно находить функции объектов и называть их.

Учить детей быть внимательными.

Развивать логическое мышление.

Активизация словаря.

Учить отвечать на вопросы.

Декабрь 1 неделя "Найди друзей" Упражнять в классификации предметов рукотворного мира.

Учить узнавать и называть объекты рукотворного мира.

Пополнять словарь.

Формировать представления о назначении того или иного объекта.

2 неделя "Рыболов" Упражнять в классификации представителей животного мира.

Продолжать формировать представления об объектах живой природы.

Развитие разговорной речи.

Учить, правильно строить предложения.

Пополнять словарь детей.

3 неделя "Кто или что это дело может сделать лучше» Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Учить определять функцию любого объекта.

Учить детей рассуждать.

Активизировать словарь детей.

Январь 2 неделя "Дразнилка" Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Логически мыслить.

Учить быть внимательными.

Пополнение словаря.

3 неделя "Дразнилка" Учить детей самостоятельно определять функцию объектов живой и неживой природы.

Учить использовать в игре суффиксы. (лка,чк, ще)

Активизация речи детей.

4 неделя "Назови предмет" Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.

Учить детей отвечать на вопросы.

Учить быть внимательными.

Активизировать словарь детей.

Февраль 1 неделя "Собери велосипед» или какой либо другой объект. Учить детей находить недостающие детали у объектов.

Формировать представление о том, что отсутствие какой - либо части у объекта делает невозможным его использование.

Активизировать речь детей.

Развивать логическое мышление.

2 неделя "Что на что похоже?" Дать понятия о том, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам

Продолжать учить сравнивать 2 объекта по сходству и различаю.

Активизация словаря.

Учить логически мыслить

3 неделя Игра «Бывает - не бывает»

Развитие логического мышления.

Учить объяснять свои точки зрения, обосновывать их.

Отвечать на вопросы используя ранее приобретённые знания.

Активизация словаря.

4 неделя «Настоящее», «прошедшее», «будущее»

:

Познакомить детей с временными понятиями: настоящее, прошедшее, будущее.

Развитие у детей воображения и логического мышления.

Март 1 неделя «Природа и человек» Закрепить, знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.

Продолжать знакомить детей с объектами созданными природой и человеком.

Активизация словаря.

2 неделя «Чем был - чем стал» Учить определять линии развития объекта.

Развивать логическое мышление, речь

3 неделя «Чем был - чем стал» Учить определять линии развития объекта.

Развивать логическое мышление, речь

4 неделя «Мои друзья» Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Апрель 1 неделя «Мои друзья» Учить детей находить общие свойства, функции с объектом.

Развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

2 неделя «Расставь по порядку» Формировать понимание у детей относительности размера. .

Систематизировать знания детей о размерах животных.

Развивать мыслительную деятельность.

Речь детей.

3 неделя «Да-нетка» Упражнять в нахождении вещественно – полевых ресурсов.

Учить задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизация словаря.

4 неделя «Да-нетка» Помогать детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества.

Продолжать учить детей задавать вопросы.

Развитие логического мышления.

Активизировать речь детей.

Май 1 неделя "Четвертый лишний". Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку

Учить детей объяснять, какая картинка лишняя и почему.

Учить логически мыслить.

Пополнять словарный запас слов.

2 неделя "Кто или что это дело может сделать лучше» Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции.

Продолжать учить детей объяснять сою точку зрения.

Развивать речь.

3 неделя "Положи на место". Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.

Продолжать учить детей классифицировать объекты.

Развивать логическое мышление.

Речь детей.

4 неделя "Дорисуй, что я задумал" Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета.

Учить детей быстроте реакции.

Логическому мышлению.

Учить называть получившийся объект.

Список литературы

1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]\ Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.

2. Березина,В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\ В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.

3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\ И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.

4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.

5. Гин, С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.

6. Гин, С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\ А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2001.

7. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст]\ Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.

8. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\ И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

9. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст]\ А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.

10. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\ Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\ Е. Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.

12. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст]\ З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993.

Публикации по теме:

Игры зимой для детей средней группы в детском саду Игры зимой для детей средней группы в детском саду Игры зимой для детей среднего дошкольного возраста Игра «Метель» Слушаем стихи и выполняем.

Конспект игры-викторины «Турнир знатоков» для детей средней группы Конспект игры – викторины «Турнир знатоков» Подготовила воспитатель Калинкина Е. В ГБДОУ Детский Сад № 754 "Солнышко" Программное содержание:.

Конспект НОД для детей средней группы «Путешествие в прошлое города» с элементами ТРИЗ Образовательная область: познавательное развитие. Цель: Формирование первичных представлений о малой родине. Программное содержание: Образовательные.

Конспект ООД с применением ОТСМ-ТРИЗ-технологии для детей средней группы «В окно повеяло весной» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТСМ – ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «В ОКНО ПОВЕЯЛО.

НОД по исследовательской деятельности с детьми средней группы на тему «Хитрые семена» по методике А. И. Савенкова Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности. Задачи: -учить развивать навыки исследовательской.

Открытая НОД с элементами ТРИЗ для детей средней группы Задачи: Обучать составлять распространенные предложения. 2. Развивать творческое воображение и мышление детей. 3. Воспитывать интерес к.

Подвижные игры на лето для детей средней группы Подвижные игры на лето для средней группы. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает.

Самообразование «Познавательное речевое развитие детей старшей группы» Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №7. Комбинированного вида. Г. Россошь. План по самообразованию.

Сценарий развлечения для детей средней группы «Игры в лесу»Сценарий развлечения для детей средней группы «Игры в лесу» Цель: создать у детей радостное и веселое настроение. Задачи: - воспитывать интерес к играм на свежем воздухе - совершенствовать двигательные.

Экологические игры с использованием моделей для детей средней группыЭкологические игры с использованием моделей для детей средней группы Дидактическая игра "Найди такой лист"(с использованием моделей). Цель: учить детей называть и различать листья деревьев средней полосы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Игры для детей средней группы по методике ТРИЗ»
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 20:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД