Получи документы

Самообразование на тему «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — технологию»

Светлана Орлова
Самообразование на тему «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — технологию»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области–

Чернаковский детский сад «Теремок»

Самообразование на тему

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - технологию»

Воспитатель I квалификационной

категории: Орлова Светлана

Николаевна

2018 г.

I Представление

Фамилия: Орлова

Публикация «Самообразование на тему „Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — технологию“» размещена в разделах

Имя: Светлана

Отчество: Николаевна

Дата рождения 18.03.1980 года

Должность: Воспитатель

Образование: высшее педагогическое

Педагогический стаж работы: полных 15 лет

Квалификационная категория: первая

II Пояснительная записка

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

(Г. С. Альтшуллер)

Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.

Использование технологии ТРИЗ способствует : поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, которая направлена на развитие у ребенка умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами).

Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Цель:

1. Повысить свой профессиональный уровень;

2. Углубление знаний в области ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления и речи детей, воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

1. Знакомство с инновационными технологиями;

2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ и успешное внедрение в работу с детьми.

Программа рассчитана для работы с детьми 3-4-5лет.

Срок реализации программы с 1.09.2018 - 31.05.2020г.

Предполагаемый результат:

Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - стремление к новизне; речь и творческое воображение. Кроме того, дети должны уметь понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

А также, работая по ТРИЗ – технологии, дети могут:

• Увеличивается словарный запас;

• Устанавливают причинно-следственные связи;

• Делают выводы;

• Умеют рассуждать;

• Строят гипотезы;

• Применяют идеи на практике.

III Содержание

Срок Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

2018 г. Знакомство с анализаторами

Подбор и изучение литературы по теме;

Умение детей называть анализаторы.

Памятки для родителей по развитию любознательности у детей

Октябрь 2018 г. Мониторинг детей Выявление знаний и умений у детей Знакомство родителей с результатами мониторинга

Ноябрь

2018 г. Предметно-развивающая среда

Имена признаков Подбор картотек игр по теме

Учить задавать вопросы от имени признака Умение детей использовать карточки с признаками.

Консультация для родителей на тему «ТРИЗ в детском саду и дома»

Декабрь

2018 г. Образные характеристики объектов Учить выделять основные отличительные признаки предметов Папка-передвижка для родителей и детей

Январь - февраль

2019 г. Творческие рассказы по картине Подбор иллюстраций и картин, учить составлять алгоритма ответа Умение составлять творческий рассказ. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей»

Март 2019 г. Круги Луллия Использование Кругов Луллия при проведении НОД Игры с Кругами Луллия

Мастер –класс для воспитателей «Игры с Кругами Луллия»

Апрель 2019 г. Мнемотехника, мнемотаблица Описание приемов и методов, их использование на занятиях Составление самостоятельно схем, таблиц

Открытая НОД с элементами ТРИЗ

Май 2019 г. Мониторинг

Морфологический анализ Анализ строения объектов и их создания с помощью сочетания новых частей Умение применять морфологические таблицы с карточками

Сентябрь 2019г. Рифмование текстов

Мониторинг детей Создание «копилки» карточек для рифмования. Формировать умение рифмовать слова.

Выявление знаний и умений у детей Рифмование на занятиях и в свободное время

Анализ результатов мониторинга, знакомство родителей с результатами мониторинга

Октябрь 2019г. Знакомство с описательным и восполняющим вопросами Подбор картинок, иллюстраций, оформление карточек для составления вопросов. Работа по алгоритму Умение детей самостоятельно составлять из карточек (признаков, объектов, вопросов) схему и задавать по ней вопросы.

Ноябрь

2019г. Знакомство с каузуальным и воображаемым вопросами Подбор картинок, иллюстраций, оформление карточек для составления вопросов. Работа по алгоритму. Умение детей самостоятельно составлять из карточек (признаков, объектов, вопросов) схему и задавать по ней вопросы.

Декабрь 2019г. Системный оператор Формирование основ системного мышления с помощью пятиэкранки. Умение детей пользоваться пятиэкранкой

Январь

2020г. Составление загадок. Формирование у детей осознанного отношения к составлению загадок. Умение составлять загадки

Февраль 2020г. Волшебники «Увеличени-Уменьшения»,

«Оживления-Окаменения»

Формирование навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов фантазирования Умение определять в сказках возможности конкретного Волшебника

Март 2020г. Волшебники «Дробления-объединения»,

«Могувсе-Могутолько»

Формирование навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов фантазирования Умение определять в сказках возможности конкретного Волшебника

Апрель 2020г. Моделирование Маленькими Человечками Формирование диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы Применение знаний о ММЧ в настольных играх. Умение аргументировать свой выбор.

Май 2020г. Мониторинг детей Выявление знаний и умений у детей Анализ результатов мониторинга, знакомство родителей с результатами мониторинга

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчествоРазвитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество. Развитие речи детей с ОВЗ играет важнейшую роль в общем развитии личности. С.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование на тему «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — технологию»
Опубликовано: 3 февраля 2021 в 08:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД