МААМ-картинки

Воспитание культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Савенко Юлия
Воспитание культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4»

План по самообразованию

на 2022 – 2023 учебный год

Тема: ««Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Воспитатель :

Савенко Ю. Ю.

г. Славянск-на-Кубани

2022

1. Актуальность:

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

В современном мире важную роль в охране здоровья детей играют правильно привитые навыки самообслуживания и личной гигиены, которые воспитываются в раннем возрасте именно в детском саду.

Актуальность данной темы, по-моему мнению, является то, что культурно-гигиенические навыки – одна из главных частей культуры поведения. Чистота лица, тела, одежды и обуви – неотъемлемая часть норм человеческих взаимоотношений. Для поддержания не только социализации ребенка в обществе, но и для поддержания крепкого здоровья необходимо прививать и воспитывать культурно-гигиенические навыки.

В раннем дошкольном возрасте нервная система малыша еще совсем пластична и в значительной степени именно в этом возрасте формируются действия направленные на овладения навыками самообслуживания : раздевание, одевание, умывание, принятие пищи и т. п.

Для успешного и правильного формирования у детей культурно-гигиенических привычек, необходимо педагогическое воздействие при этом гибкость навыков зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Впервые работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, для себя я отметила, что практически у всех детей, которые только что начали посещать детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : они не понимают, как и зачем раздеваться, одеваться, мыть руки, после улицы и перед едой, вешать полотенчики на крючки. В этом возрасте, как всем известно, ведущую роль в привитии навыков самообслуживания, составляют игры, которые специально направлены на это. Они должны быть в первую очередь интересны детям, могли их завлечь, а также активизировать речь, память, мышление, внимание и творчество.

В связи свыше сказанным, можно сделать вывод о том, что в детских садах каждый день проводится очень сложная работа по формированию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, а воспитатель является главным направляющим в этом непростом педагогическом процессе.

2. Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

3. Задачи для педагога:

- анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

- изучить литературу по формированию у детей раннего дошкольного возраста навыков самообслуживания и привития культурно-гигиенических привычек;

- рассмотреть онтогенез формирования самообслуживания и определить особенности привития культурно-гигиенических навыков;

- провести обследование уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста;

- подобрать и разработать памятки, консультации, опросы для родителей на данную тему;

- обогатить предметно-развивающую среду группы.

- привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

4. Задачи для детей :

- формирование потребности в соблюдении навыков личной гигиены : следить за тем, чтобы внешний вид был опрятным, мыть руки, насухо вытирать их, пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком, одеваться и раздеваться в правильном порядке;

-формирование навыков поведения при приеме пищи за столом: не разговаривать во время приема пищи, правильно держать столовые предметы, пользоваться салфеткой, не играть с едой;

- развитие у детей представлений о том, что здоровье начинается с чистого тела.

5. Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

• прямое обучение;

• показ;

• упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

• систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

6. Работа начата – 1.08.2022 г. Предполагается закончиться – 1.06.2023

7. Предполагаемый результат:

Дети (к 3 годам должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту) :

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома;

самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

8. Форма самообразования : индивидуальная.

9. Форма отчета по проделанной работе:

- открытое занятие.

План работы по формированию культурно – гигиенических навыков с детьми и родителями.

Месяц

Проводимые мероприятия

Август 1. Подготовительный этап: организация работы - анкетирование «Что умеет мой ребенок?»

2. Диагностика культурно-гигиенических навыков.

3. Сюжетно-ролевая игра: «Наша группа».

Задачи:

– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;

– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;

– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.

4. Учить детей пользоваться горшком;

Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;

Есть аккуратно, пользоваться ложкой;

Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;

Практическая деятельность «Учимся умываться».

Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;

Сентябрь

1. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2-3 лет» - ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ по формированию навыков самообслуживания младших дошкольников.

2. Разучить «Три золотых правила мытья рук» :

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

3. Памятка: «Порядок одевания и раздевания»

Октябрь 1. НОД «Доброе утро, расчёска!»

2. Чтение и разучивание художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая»; потешка «Руки надо чисто мыть…»;

3. Игровое упражнение «Мыльные перчатки».

4. Игровая ситуация "Делаем прическу"

Игровая ситуация «Лисичка садится обедать»

5. Консультация «Режим дня»; «Как приучить ребенка к горшку?».

6. Оформление альбома «Культурно гигиенические навыки в домашних условиях».

Ноябрь 1. НОД «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

2. Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).

3. Игровая ситуация «Купаться любят все…»

4. Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;

Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;

Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;

Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);

5. Оформление альбома «Культурно гигиенические навыки в домашних условиях».

6. Буклет «Я – САМ» - расширять знания родителей воспитанников по вопросу развития навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.

Декабрь 1. Беседа «Берегите воду».

Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;

Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;

2. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.

3. Просмотр м/ф «Мойдодыр»;

4. Анкетирование: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания».

5. Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом».

6. Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков»

Январь 1. Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Веронике новую прическу»;

2. Экспериментирование «Вода теплая и холодная»

3. Чтение: потешки «Чистая водичка»;

Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было.

4. Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;

5. Консультация «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет»

6. Индивидуальные беседы на тему «Как привить и воспитать у детей самостоятельность».

7. Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки» - укрепить связи между детским садом и семьей

Февраль 1. Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Лену завтраком»;

Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;

Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;

Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;

Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;

Учить пользоваться расчёской;

Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;

Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;

2. Сюжетно-ролевая игра «День рождения» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

3. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Рассматривание иллюстраций к сказке.

4. Консультация для родителей «Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки»

5. Оформление фотовыставки «Любим, любим умываться по утрам и вечерам»

6. Беседа: «Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке».

Март 1. Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,

2. Дидактическая игра «Мое полотенце».

3. Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;

4. Рассматривание сюжетных картинок «Дети играют на улице» (в разные времена года).

5. Сюжетная игра «День рождения Маши».

6. Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»

7. Консультация «Как увлечь ребёнка ежедневной гигиеной зубов?»

8. Памятка для родителей «Держим ложку правильно»

Апрель 1. НОД «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

2. Экспериментирование «Вот какая пена».

3. Сюжетно – ролевая игра «Парихмахерская»

4. Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»

5. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Оля хочет спать».

6. Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.

7. Консультация «Учимся трудиться»

8. Просьба к родителям почитать детям: Г. Зайцев «Дружи с водой»,

А. Барто «Девочка чумазая».

Май 1. Беседа «Чистота - та же красота»

2. Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».

3. Дидактическое упражнение «Покажем зайчику, как мы накрываем на стол»

4. Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

5. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

6. Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Даша у нас в детском саду»

7. Повторное обследование навыков самообслуживания, составление таблицы сравнения.

8. Памятка: «Навыки опрятной еды»

9. Родительское собрание «Что мы уже умеем? Чему вы рады так за нас?»

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 09:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД