Получи документы

Нейроложки. Приемы игры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста

Досманова Светлана Петровна
Нейроложки. Приемы игры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Нейроложки. Приемы игры, как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста".

ФИО: Досманова Светлана Петровна

Специальность: музыкальный руководитель

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 15 «Светлячок»

Стаж: 1 год

Образование: высшее педагогическое

Дата начала работы над темой: 01.09.2022 учебный год

Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2023 учебный год

Публикация «Нейроложки, Приемы игры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение литературы по теме,

-посещение ОД у воспитателей своего ДОУ

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

-самоанализ и самооценка;

- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;

- апробация разработанной модели на практике.

-проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение результатов на заседании методического объединения.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.

Ожидаемый результат:

• игра на ложках индивидуально и в группе, соблюдая ритм;

• применение в группе и индивидуально практических навыков игры на ложках (1 пара, две пары).

• слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

• петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на ложках;

• ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;

• умение импровизировать, выполнять самостоятельно ритмические рисунки.

Цель работы: изучение вопроса использования русского народного инструмента –ложек (нейроложек) в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

• познакомить учащихся с инструметом- нейроложки в процессе музыкального воспитания в ДОУ.

• Создать предметно-игровую среду, освоить методы и приемы организации игры на нейроложках.

• Добиться достойного результата в освоении игры детьми на ложках

План работы Мероприятие Сроки Предполагаемый результат

Изучение научной и методической литературы. О. П. Радынова «Музыкально е воспитание в детском саду», изд. «Просвещени е», Москва, 1994г.

Каплунова И., Новоскольцев а И., «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по муз-ному воспитанию «Ладушки», 2003 г.

М. Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».

Т. Э. Тютюнни кова «Педагог ДОУ Сен-рь 2018 Повышение теоретического, научнометодического уровня сотрудничества». 5/2000г. «Дошкольное воспитание». Т. Э. Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание». Сентябрь-октябрь Повышение теоретического, научнометодического уровня

Ознакомление с передовым опытом педагогов работающих по данной теме Изучить материал по педаго-ким наработкам в интернет источнике Октябрь Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работающих по данной теме

«Методика К. Орфа, инновационные технологии в музыкальном развитии детей».

Доклад и Выступление МО ноябрь Поделиться опытом, наработками

Мастеркласс для воспитателей «Ритм в музыкальном развитии детей» Выступление на педагогическом совете Декабрь Поделиться теоретическими знаниями по данной теме с педагогами ДОУ

Консультация для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» Папка -передвижка Январь Повышение компетентности родителей (консультативный материал в папку для родителей)

НОД «Нейроложки» Разработать занятия по ознакомлению детей с ложками Февраль Знакомство детей с инсрументом

НОД «В звуках мир наш отражен» Подбор сказок и стихотворений для озвучивания согласно возрастным особенностям детей Март Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов

Н ОД «Ложкари» Подбор музыкальных произведений для коллективного музицирования на ложках Апрель Развитие чувства ритма, «партнерства». Закреплять умение играть ансамблем, слушать друг друга

Анализ плана саморазвитию Круглый стол Май Оценка по саморазвитию

Составить картотеку музыкально-дидактических игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей Пополнение предметноразвивающей среды Май Использование картотеки в дальнейшей работе с детьми

1. РИТМ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Ритм, имеет эмоциональную природу, поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием. В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста включаем большой спектр различных шумовых инструментов, и, конечно же, колористический яркий инструмент - деревянные ложки. Игра на обычных ложках помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов - ложек позволяет ребенку накопить и развить первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет реб нку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партн ра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партн ром, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только да т взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более ч тко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

В музыкальном искусстве под ритмом понимается закономерное чередование музыкальных звуков. Ритм является одним из главных выразительных и формообразующих средств музыки, что и определяет необходимость специального внимания к развитию такой музыкальной способности как чувство ритма.

Причины проблем с ритмом коренятся в особенностях восприятия музыкальной информации. Ритм является законным представителем музыкального целого в памяти многих людей: вспомнив ритм, люди распознают по нему музыкальные фрагменты. Чувство ритма является фундаментальным инструментом музыкального восприятия. Оно совершенствуется весьма активно и часто опережает другие аспекты музыкальности.

В ХХ веке вопросам ритмического воспитания уделялось большое внимание. Появлялись методики музыкального воспитания, в которых ритму отводилось ведущее место.

На первом месте нужно назвать идеи Э. Жак-Далькроза, который создал авторскую систему обучения сольфеджио, названную ритмической гимнастикой. Эта система помогала не только осваивать музыкальные ритмы, но и содействовала изменению внутреннего мира человека.

Ритм в таком понимании перерастал "свое "узкоцеховое" музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности".

Целостную систему работы по формированию ритмических представлений создал Карл Орф. В системе Орфа ритму и музыкально-ритмическому воспитанию отводится первостепенная роль. Ритмическое начало пронизывает все формы работы - движение, игру на элементарных музыкальных инструментах, музыкальную декламацию и пение Особое внимание отводится слову, которое используется как материал для создания различных метрических и ритмических структур, мелодико-интонационного произнесения, поиска подходяще рифмы.

Проблема воспитания чувства ритма включает в себя много частных вопросов. Но основная цель разработки заключается в изложении метода работы по воспитанию чувства ритма на начальном этапе посредством игры на ложках.

При всем разнообразии индивидуальных проявлений ритмической способности, можно говорить и о некоторых типичных задачах, которые должен решить каждый воспитанник независимо от исходного уровня музыкальных данных. Остановимся на некоторых особенностях проявления чувства ритма, которые имеют большое значение при начальном воспитании этой способности.

Как известно, ритмическое переживание музыки всегда сопровождается явными или скрытыми двигательными реакциями. Двигательно-моторные основы чувства музыкального ритма оказывают заметное влияние на формирование ритмического мышления ученика. Есть некоторая связь между чувством ритма и общей двигательной ловкостью человека. Психологическая природа чувства ритма покоится на слухо-двигательной координации, когда звук порождает движение. Ритмическое переживание может быть без музыки, но не может быть без телесно-моторных ощущений. Без непосредственного "подключения" к ритмическому ощущению, чисто умозрительным путем ни распознать, ни запомнить ритм невозможно. Чувство ритма глубоко бессознательно, рефлекторно.

Среди всех музыкальных способностей - ощущения музыкальной высоты, ладового чувства или музыкальной памяти - чувство ритма ближе всего к доцивилизационной фазе развития человека. Ритмический образ музыки запоминается легко, уступая только образным ассоциациям, созданным с помощью интонационного слуха.

Для гармоничного развития воспитанников необходимо решить следующие задачи:

1. Формирующие:

формирование необходимых умений и навыков в игре на ложках;

расширение и обогащение знаний воспитанников (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.);

углубление представлений воспитанников о происхождении русских народных музыкальных инструментов;

2. Развивающие :

развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;

развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на ложках;

развитие музыкального мышления и памяти;

развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

создание условий для эмоционально-психологического раскрепощения воспитанников во время занятия.

3. Воспитательные:

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры воспитанников;

воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыки;

пропаганда музыкальной народной культуры и искусства.

С помощью игры на ложках, используя методику ритмоблока, создаются особенно благоприятные условия для развития чувства ритма. Данная методика дает много возможностей для освоения разнообразных ритмических образов и стилей, что формирует эмоциональное отношение к ритмической стороне музыки. В процессе активного воспроизведения музыки играющий получает непосредственное ощущение ритмической жизни музыки, которое связано именно с интуитивным проникновением в поэтический образ.

Методика использования ритмоблоков используется в обучении на занятиях сольфеджио в музыкальных школах. Данная методика адаптирована для формирования у воспитанников чувства ритма посредством игры на ложках в рамках программы обучения народного вокала. Методика была успешно апробирована в творческом объединении «Горияр».

Методика предполагает поступательный характер: на I ступени – изучение простейших ритмоблоков, то уже на VI – импровизация. Как правило, благодаря ступенчатому формированию ритма, затруднений у воспитанников не возникает.

2. ИГРА НА НЕЙРОЛОЖКАХ, КАК СРЕДСТВО МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ложки- самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа.

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Нейроложки имеют схожее представление с деревянными. Это две алюминиевые ложки, которые соединены между собой черенками, имеющие пространство между черпаками. При ударе ложки создают чистый однотонный звук, который приятен и достаточно звонок. Отталкиваясь от нашего тела, ложка начинает вибрировать. Частицы воздуха колеблются о барабанную перепонку нашего уха и передают колебания ей. Эти колебания мы воспринимаем как звук.

Игра на нейроложках наиболее приемлемая форма обучения для начального музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игра на ложках всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность.

Игра на нейроложках развивает личные качества как : развитие слухового и зрительного восприятия, координация движений, быстрота реакции, что координирует работу мозга и мышц. Развивается аналитическое мышление-ребенок познает свойства музыкального звука (длительность, силу, высоту, тембр) он анализирует, тем самым формируется способность самостоятельно рассуждать, отстаивать свою точку зрения.

Ложки не только помогают изучить физические свойства звука, но и вносят разнообразие в музыкальное воспитание детей, прививают любовь к коллективному музицированию, стимулируют творческую инициативу, координацию движений, гибкость мышления и активизации мозга обоих полушарий.

Осознанные действия координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.

У учащегося формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу. Значение двигательного освоения ритмических закономерностей в обучении игры очень важно особенно сегодня, когда дети начала XXI века нередко имеют плохую физическую форму. Им часто не удается легко и точно передавать ритм песни, двигаться под музыку, хлопать в ладоши, танцевать.

Поэтому педагогу необходимо внимательно развивать двигательные способности детей на всех уровнях от крупных движений тела до мелкой пальцевой моторики.

Исполнительство на ложках рассматривается как модель проявления и становления музыкальных задатков воспитанников, развития их личностных и коллективных качеств.

Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках или на других ударных инструментах, импровизируя и создавая на них ритмическое сопровождение, учащиеся учатся через собственное творчество познавать мир, развивать своё слуховое восприятие и музыкальную память. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании.

Затруднения в реализации ритмической стороны музыки возникают уже на самом первом этапе обучения, а затем, по мере усложнения репертуара, проявляются в освоении новых ритмических стилей. Чувство ритма представляет собой сложный комплекс способностей, присущий музыкальному слуху, но одновременно имеющий некоторые отличия от него. Слух отличает в музыке звуковысотное движение и красочную сторону, а чувство ритма - временные отношения.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

• в непосредственной образовательной деятельности;

• в театральной деятельности;

• выступления на праздниках;

• кружковая работа.

В разных видах деятельности:

• пение;

• слушание музыки;

• музыкально – ритмическое движение.

Начинать обучение приёмам игры на нейроложках желательно с разминки кистей рук.

«Замок»

Руки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично стучите друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули.

Тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

Ложка состоит из черенка и черпака (для детей корешок и шапочка). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.

Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.

Ритмическое упражнение :

1-2-3. – Ты на ложки посмотри,

1-2-3-4 - Вот мы ложечки купили.

1-2-3-4-5 – Будем мы на них играть

Обучение на ложках можно поделить на два этапа, всегда пользоваться правилом, переходя от простого к сложному.

1. Ребенок учится играть, взяв одну нейроложку в руку. (одна соединенная пара)

2. Игра на друх нейроложках. (две соединенные пары)

1. «Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

*Удар ’шапочками" перед грудью.

* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки. При этом "шапочка’’ левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

Прием "Ножницы". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

Занятия музыкой могут способствовать развитию пространственных функций. Большинство музыкальных инструментов могут задавать возможность пространственных координат: «ближе-дальше», «верх-низ», «право-лево». Кроме того, любая музыка - некоторая заданная последовательность во времени, а в гармонических созвучиях отражаются законы пропорции.

Таким образом, можно предположить, что занятия музыкой сами по себе, безотносительно к специфике тех или иных музыкальных инструментов, способствуют формированию пространственных функций.

В своей работе использую песенки Татьяны Марчук, например, музыкальные игры «А вот и я», «Стаканчик», в которых соединились нейропсихологиские движения и песня.

Разработан комплекс упражнений «Тип-топ» на развитие чувства ритма, в который входят обучающие видео «Веселые стаканчики», «Две лошадки», «Бум, бум, бум» и др., в которых используются нетрадиционные шумовые инструменты: палочки и стаканчики. Также очень нравится ребятам игра «Ноги, руки» - в которой выкладывается тропинка из следов рук и ног, по которой дети должны правильно пройти, соблюдая пространственную ориентацию.

Каждая система упражнений может быть переформулирована под игру с участием нейроложек.

Например: стоя на балансире «отбивая ритм» ногами (покачиваясь в стороны) при этом руками с помощью ложек выполнять ритмический рисунок.

Системы упражнений с нейрокоррекционными взаимодействиями способствует положительной динамике, повышается работоспособность, формируется самоконтроль и конечно же улучшается чувство ритма.

Так же применяя в своей работе карточки «Умняша Яша» играть на нейроложках интересно каждому ребенку. Групповые модели с пособием используется в системе нейропсихологической коррекции и в коррекционно-развивающей работе в целом. Благодаря ритмическим упражнениям с этим пособием у детей развивается чувство ритма, моторное програмированние, тренировка кистей рук в быстрой смене тонуса, динамический праксис, тактильная и вистибюлярная системы, фонематический слух и координации движений.

Заключение

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. А нейроложки- самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Проблема воспитания чувства ритма включает в себя много частных вопросов. Но основная цель разработки заключается в воспитании чувства ритма на начальном этапе посредством игры на ложках.

А использование музыкальных нейроигр и здоровьсберегающих технологий на музыкальных занятиях помогает преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств даёт возможность педагогам более качественно вести свою работу.

Публикации по теме:

Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возрастаЛабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Лабиринт для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста Развивающая игра- головоломка, предназначенная для стимуляции работы.

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Игры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возрастаИгры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возраста Игры на установление причинно-следственных связей для детей старшего дошкольного возраста 1. Игра «Причина-следствие» Игра «Круги.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Работа по развитию межполушарных связей с детьми старшего дошкольного возраста. Отслеживание линииРабота по развитию межполушарных связей с детьми старшего дошкольного возраста. Отслеживание линии Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроложки. Приемы игры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2022 в 12:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроложки. Приемы игры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Досманова Светлана Петровна (УИ 2783261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД