Папки-передвижки

Самообразование «Обучение детей рассказыванию — монологическая речь»

Александра Егорушкова
Самообразование «Обучение детей рассказыванию — монологическая речь»

Тема: «Обучение детей рассказыванию (монологическая речь)»

Цель: изучение методической литературы по теме развитие связной речи детей.

Задачи:

составить план работы

изучение методик и содержания развития связной речи

Публикация «Самообразование „Обучение детей рассказыванию — монологическая речь“» размещена в разделах

применение изученных методик с детьми

создание методических пособий для дальнейшей работы по данной теме

Актуальность.

Тема моего самообразования «Обучение детей рассказыванию (монологическая речь)» Возникла в результате анализа показателей диагностических данных по развитию речи детей. Оказалось, что дети, зная ответ на поставленную передними задачу не могут сформулировать правильно ответ. Не могут выразить свои мысли. А при дальнейших беседах выявилась проблема со связной речью детей в которую как мы знаем входит диалогическая речь и монологическая речь. Диалог не вызывает больших затруднений так как поддерживается наводящими вопросами со стороны воспитателя, диалог осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. И вообще как доказали учёные диалогическая речь развивается в процессе общения. А вот монологическая представляет некие затруднения, так как подразумевает под собой - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Что и вызывает у детей затруднение. А так как связная монологическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Поэтому мною и была выбрана тема «Обучение детей рассказыванию (монологическая речь)»

Планируемые результаты:

Знать: структуру текстов (повествование описание, рассуждение) и соблюдать её.

Уметь: строить фразы, композиционно оформлять содержание, выступать перед незнакомой аудиторией.

Владеть: умением говорить эмоционально, живо, выразительно.

План работы

Сроки проведения: сентябрь

Тема: Методика развития связной речи. Задачи и содержание обучения связной речи

Изучение научно методической и специальной литературы: 1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки Методика развития речи (специальная) ТЕМА №7. Методика формирования монологической речи у детей с ОНР. Филипович Елена Ивановна, к. п. н.

3. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ - М. : Академия – 2012.- 256с.

Результат работы по теме: Создание электронной библиотеке по теме. Консультация для педагогов.

Сроки проведения: октябрь

Тема:Рассказывание по картине

Изучение научно методической и специальной литературы:1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. В методическом пособии представлены технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ. Рецензенты: Л. А. Григорович, к. п. н. г. Москва. М. А. Ковардакова, к. п. н. г. Ульяновск

3. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. - М., 2007. - 68 с.

4. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

5. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М. : АРКТИ, 2002. — 144 с.

Результат работы по теме:Памятка для родителей «Учим

детей общению» Консультация для родителей по теме.

Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам «Река замерзла», «Мост через реку» и др. из тематических серий картин О. И. Соловьевой, В. А. Езикеевой

Сроки проведения: ноябрь

Тема: Связные высказывания типа рассуждений

Изучение научно методической и специальной литературы:1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025. Владимир Яковлевич ПРОПП. Морфология волшебной сказки. Научная ре дакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. - 192 с

Результат работы по теме: Игры типа «Разложи и объясни». Составление рассказов по темам : «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»). Изготовление альбома Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития речи и мышления дошкольников»

Сроки проведения: декабрь

Тема:1 этап Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа

2 этап Игры, которые помогут освоить карты Пропп.

Изучение научно методической и специальной литературы: 1. Владимир Яковлевич ПРОПП. Морфология волшебной сказки. Научная ре дакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. - 192 с

2. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkras-dou.ru%2F227%2 Составлена презентациея для педагогов «Карты В. Я. Проппа»

Результат работы по теме:Изготовление схем Пропп

В виде беседы знакомство детей со сказкой по картам В. Я. Пропп. (Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки) Игры «Волшебные имена» «Кто на свете всех злее (милее, умнее?» - «Хороший-плохой»

Сроки проведения:январь

Тема: 3 этап Составление рассказов по картам Пропп.

Изучение научно методической и специальной литературы:1. Владимир Яковлевич ПРОПП. Морфология волшебной сказки. Научная ре дакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. - 192 с

2. https://infourok.ru/priyom-igraem-v-karti-proppa-932516.html

3. Владимир Яковлевич ПРОПП. Морфология волшебной сказки. Научная ре дакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. - 192 с

Результат работы по теме:Воспитатель читаем сказку и сопровождает ее выкладыванием карт. «Кот петух и лиса» «Заюшкина избушка»

Сроки проведения: февраль

Тема:4 этап Пересказ сказки при помощи карт

5 этап Самостоятельное сочинение детьми сказок.

Изучение научно методической и специальной литературы:

1.https://detstvogid.ru/metodika-rabotyi-s-kartami-v-ya-proppa/.html

2. Владимир Яковлевич ПРОПП. Морфология волшебной сказки. Научная ре дакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство “Лабиринт”, М., 2001. - 192 с

Результат работы по теме:Дети сами пересказывают сказку «Гуси лебеди» опираясь на карты Проппа. Дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Сроки проведения: март

Тема: Обучение рассказыванию описание предмета (игрушки)

Изучение научно методической и специальной литературы:1. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

3. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону, 1998

Результат работы по теме:Изготовление альбома «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» Т. А. Ткаченко

Составление детьми описательных рассказов по картам Ткаченко.

Игра-упражнение «Узнай, что это!» «Магазин игрушек» (посуды, одежды, «Чудесный мешочек», «Кто это?».

.

Сроки проведения: апрель

Тема: Обучение детей составлению рассказов из опыта

Изучение научно методической и специальной литературы:1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М. : АРКТИ, 2002. — 144 с

2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.-52 с.

Результат работы по теме: Составление сказок с помощью метода “Каталога” Рассказывание из опыта «Как мы лепили снежную бабу» «Наши зимние забавы»

Сроки проведения: май

Тема: Творческое рассказывание

Изучение научно методической и специальной литературы:1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Результат работы по теме:Состовление творческих рассказов «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке».

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 летФотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Обучение детей рассказыванию — монологическая речь»
Опубликовано: 15 мая 2020 в 19:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД